У вас закончились идеи для работы с подростками? Полистайте свой фотоальбом! Найдите себя в подростковом возрасте – я уверена, у вас есть, чем их удивить!))) На семинаре для преподавателей по интерактивному повествованию (Interactive storytelling) мы окунулись в мир 90-х годов через историю одной фотографии из моего альбома. В этой истории были реалии ушедшей эпохи: музыка, предметы из повседневной жизни, исторические личности и события. В этой истории была любовь и неожиданные повороты судьбы.
Как использовать истории с подростками, и почему они должны быть интерактивными? Какие инструменты и приемы можно использовать, чтобы истории «цепляли» современного подростка? Кто должен быть рассказчиком?
Любовь к повествованию у человека в крови, ведь повествование зародилось вместе с языком. Рассказывать и слушать истории – естественный врожденный навык. И этим нужно пользоваться. Как говорит Джереми Хармер в своей книге Story-based Language Teaching, наш мозг настроен на восприятие историй (свободный перевод).
– Подростки предпочитают быть активными участниками процесса нежели пассивными слушателями.
– Они привыкли часто переключать свое внимание, уходя от основного текста по активным ссылкам – за более подробной информацией о заинтересовавшем факте.
– Они легко обмениваются информацией и постоянно используют цифровые технологии.
Совместив природную тягу человека к историям с реалиями современных подростков, у вас получится прекрасный урок! Вовлекая подростков в процесс повествования, организуя общение между студентами, вы делаете их активными участниками событий, а ваши история становится интерактивной. Есть несколько интересных техник, помогающих вовлечь студента в урок на основе истории и сделать его активным слушателем и рассказчиком.
1) Используйте музыку
Найдите интересную минусовку. Студенты объявляются участниками конкурса сценаристов. Все, что у них есть – это саундтрек к фильму. Им нужно продумать детали будущего фильма и представить их сюжет на конкурсе. Вы можете помочь студентам вопросами: Кто главные герои? Где происходит действие? В какое время? Какой жанр? Каково основное событие, вокруг которого разворачивается действие фильма?
Музыка помогает активизировать воображение, а работа в командах использует коллективный интеллект для создания невероятных историй.
2) Используйте короткие смешные истории
Дайте список слов или фраз из текста. Дайте задание – в командах предположить, о чем история и рассказать свою версию, обязательно использовав все слова и фразы. Потом дайте прочитать оригинал! Очень часто истории подростков бывают интереснее оригинала.
3) Используйте видео
Найдите короткое видео в интернете. В открытом доступе есть очень много 1-2-минутных видео с глубоким смыслом или неожиданной концовкой. Покажите видео без звука и не до конца. Задание очевидно: продумать, что говорят герои и чем закончится история. После представления каждой озвучки посмотрите оригинал!
4) Используйте необычный ракурс
Задание от Джил Хадфилд: пусть студенты выберут предмет из классной комнаты и опишут день жизни от лица этого предмета. Например: «Я лежала на столе, написала любовную записку, нарисовала картинку, потом закончились чернила, и я очутилась в мусорной корзине». Студенты читают свои тексты и отгадывают, какой же предмет ведет повествование.
Использование историй позволяет поднять внутреннюю мотивацию к изучению языка. Истории – это не только чтение или понимание на слух. История вовлекает человека «полностью»: его мысли, мечты, идеи, опыт, эмоции. Истории помогают раскрыться тем студентам, которых мы считаем слабыми в плане языка. Очень часто ребята, которые испытывают трудности с освоением лексики и грамматики, имеют живой ум и легко генерируют творческие идеи.
Нужно напомнить, что прежде чем углубиться в нюансы интерактивного повествования, вы должны четко знать основы преподавания английского языка. Нужно понимать, с какой целью мы используем повествование на уроке. Если наша цель – развить рецептивные навыки понимания на слух или чтения, или наоборот, продуктивные навыки говорения и письма, то у нас будут определенные стадии урока: подготовка к заданиям по развитию навыка, сами задания (чтение, или создание текста), и последующий этап персонализации материала.
Если у нас цель использовать текст истории для работы с языком (лексикой или грамматикой), то план урока будет выглядеть иначе. Сначала мы поработаем с понимаем истории, потом поможем студентам заметить нужный нам языковой материал в тексте истории, разберем значение, форму и произношение этой грамматической конструкции или лексических единиц, а потом дадим несколько заданий на отработку этого материала.
Четкое понимание основ образовательного процесса (это курсы Young Learners Course) обеспечит эффективность любого творческого подхода к преподаванию языка, в том числе и интерактивного повествования.
Чтобы приобрести запись вебинара или узнать информацию о курсах Young Learners Course пишите нам в социальных сетях.