(Статья написана преподавателем английского языка Еленой Янкаускас: CELTA, CAE, TKT YL, TKT CLIL)
Не секрет, что с переходом учебы в онлайн, нам, преподавателям, пришлось быстро искать удобные инструменты и ресурсы, которые помогли бы сделать учебный процесс не менее интересным и результативным, чем офлайн. И первая сложность, с которой столкнулись все – нужна доска. Подготовленные презентации, конечно, частично решают проблему, но возможность манипуляций с ними может показаться ограниченной, а реагировать на уроке и показать что-то наглядно часто необходимо немедленно. Платформа Zoom дает такую возможность, но при работе онлайн всегда должен быть «план Б» и может понадобиться использование онлайн-досок (Miro, Scratchwork, Classroomscreen, т.д.) Более подробно о разных видах онлайн-досок можно ознакомиться здесь и выбрать то, что подходит именно вам.
У каждой из досок есть приблизительно одинаковые наборы инструментов, но тут дело личного выбора и дополнительных функций, которые можно использовать во время урока. На Miro, например, очень легко перенести любую настольную игру с кубиком или задания на заполнение пропусков из учебника и работать с ними всем месте. Помимо этого, весь урок можно «разместить» на доске, переходя от одного задания к другому, включая аудио и видео. Помимо этого, есть возможность мгновенного создания диаграммы связей (mind maps), шкалы времени (time line) т.п., что значительно сокращает время подготовки и упрощает жизнь преподавателя.
Для работы с письменными заданиями очень удобен в использовании Padlet. Это сервис, позволяющий онлайн создать каждому обучающемуся свою «страничку» и выполнять письменное задание, при этом преподавателю будет видно каждое изменение в документе мгновенно. Таким образом, можно писать полноценные пиcьменные работы (reviews, articles, emails, etc.). Боле того, вы сами можете задавать критерии оценки («лайки», звезды или оценка), возможность комментировать работы учащихся. Даже диктант можно проводить при помощи Padlet: вы показываете карточку с картинкой или даете его определение, а студенты пишут слово. Единственный минус (который одновременно и плюс) в том, что дети не пишут, а печатают необходимое слово. Если говорить с точки зрения подготовки к экзамену, то предпочтительнее писать от руки. Но в реальной жизни наши студенты, скорее всего, будут именно печатать, так что знакомство с английской раскладкой клавиатуры и оттачивание навыка работы с ней здесь будет бонусом.
Помимо онлайн инструментов для отработки различных навыков можно использовать даже мобильные приложения. При этом работать с ними можно как самостоятельно (в качестве домашнего задания), так и вместе с учителем на занятии в классе (в качестве мини-проекта). Такой находкой стало приложение Quiver. При установке приложения на телефон предоставляется доступ к папкам с раскрасками на различную тематику. Дальше ваша задача подобрать интересную и подходящую тематику для вашего урока, дать необходимую лексику, вывести детей на говорение и – снять интересный «оживший» ролик! А выбрать есть из чего: и животные, и праздники, и достопримечательности, и многое-многое другое. Вы скачиваете необходимую раскраску, даете возможность детям ее раскрасить, подготовить рассказ, а потом, наведя камеру на картинку, при помощи QR-кода создать 3D анимацию. После этого включите доступ к микрофону и запись – и небольшой ролик с рассказом вашего студента готов!
Когда-то, заходя в магазин, вольно или невольно глаз останавливался на играх или каких-то других предметах, которые мой мозг преподавателя мгновенно пытался «перенести» в аудиторию и придумать, как можно было бы применить их на уроке. Теперь то же самое происходит на просторах Интернета, когда находится интересный сайт, текст или какое-то мобильное приложение в телефоне. И возможности наши ограничиваются лишь нашей фантазией. Ведь даже интересное видео на русском языке может быть прекрасной возможностью для обучения говорению, если попросить ребят продублировать его по ролям на английском, как сделали мы с 10-ти и 11-классниками с известной сценой из фильма по роману М. Булгакова «Собачье сердце». Главное, чтобы это было интересно самим студентам и имело определенную цель. И это, пожалуй, ключевое, чем необходимо руководствоваться при решении использовать такие инструменты: вы должны четко понимать цель его использования, а не пытаться при помощи Интернета и приложений развлечь студентов. А у вас есть свои находки среди Интернет-сайтов и мобильных приложений, которые можно использовать при обучении?