(Статья подготовлена преподавателем Language Link Поповой Надеждой)
Об экзамене IELTS наверняка слышали все, кто планирует иммиграцию, а также учебу или работу за рубежом. В IELTS тестируются 4 навыка: говорение, аудирование, чтение и письмо. Максимальная оценка за каждую часть – Band 9. Уверенный уровень Upper-Intermediate – это Band 6. Если за чтение и аудирование получить высокий балл чуть проще, то над заветной 7 за часть Writing иногда бьются годами, подавая на апелляции и пересдавая экзамен целиком. Больше всего сложностей в этой части вызывает эссе.
Какие 5 типичных ошибок в эссе мешают получить Band 7 и выше? Давайте разберемся.
Довольно популярно мнение о том, что если добавить в текст эссе побольше сложных грамматических конструкций и редкой лексики, то экзаменатор непременно впечатлиться и щедрой рукой поставит 9. К сожалению, все не так просто. Текст эссе оценивается по 4 критериям. Это Task achievement (Выполнение задания), Coherence and cohesion (Логичность, связность, ясность), Lexical Resource (Словарный запас) и Grammatical range and accuracy (Разнообразие и правильность грамматики). Грамматика и лексика безусловно важны, но если вы не ответите на один из вопросов задания или не раскроете свою мысль, они не помогут. Поэтому когда вы встречаете в сети списки вроде «5 грамматических конструкций, которые принесут вам Band 8» или «100 слов для эссе на 9», оценивайте информацию критически. И обязательно внимательно читайте задание, обращая внимание на все его составляющие.
Еще одна распространенная ошибка – это придумать побольше аргументов. Например, недавно в теме „Each year, the crime rate increases. What are the causes of crime and what could be done to prevent the rise in criminal acting?“ студент привел в одном абзаце следующие причины: „the poverty and a large gap between the rich and the poor; social problems, drugs, alcohol abuse, decline in moral values, aggression and mental disorders“. Вроде бы, отличная лексика по теме, правильные словосочетания, да и идеи хороши. Однако проблема в том, что полноценно раскрыть все эти аргументы будет очень сложно. На экзамене вы ограничены во времени, а также есть приблизительный лимит слов. Также, логичности вашего текста пойдет на пользу, если в одном абзаце эссе вы будете раскрывать только одну идею. Например, напишете подробно, как именно на рост преступности влияет alcohol abuse.
Наверняка вы обращали внимание на то, как мы пишем длинные тексты на русском. Сначала мы подводим к главной мысли, а уже потом, в самом конце, приводим саму мысль – закономерный итог. Такую структуру текста носителям языка понять сложнее, ведь они привыкли писать несколько иначе. Абзац должен начинаться с основной идеи. Никаких интриг и затянутого ожидания! Взгляните на эту тему: „Some people think that art is an essential subject for children at school, while others think it is a waste of time“. Здесь вам нужно будет посмотреть на проблему с двух сторон. Не стоит расписывать все известные вам плюсы art как предмета, а также делать экскурс в историю искусства. Начинайте писать по существу: «Необходимо знакомить школьников с искусством, потому что это развивает креативность». Затем приступайте к развитию идеи. Объясните, почему вы так думаете и чем полезно развитие креативности. Если вы сможете поддержать свою мысль примером, это увеличит ваши шансы на Band 7 и выше.
Он же – круговая аргументация. Это логическая ошибка, при которой вы заканчиваете рассуждение тем же, с чего начинали его. Как это выглядит? Например, в эссе про искусство, студент начал абзац с фразы „Teaching art at schools is beneficial because it develops children“s creativity“. Далее он развил тему, привел пример, а потом закончил все предложением: „All things mentioned will contribute to the development of creativity, so art is really necessary“. В итоге аргумент повторяется дважды. Такую ошибку очень легко не заметить даже если в абзаце всего одна основная мысль. В результате вам могут снизить балл по критерию „Coherence and cohesion“, а это может повлечь за собой и общее снижение оценки.
Еще одна распространенная ошибка – это чрезмерные обобщения. К ним можно отнести следующие слова и фразы: all people, everybody, there is no doubt that, surely, everybody knows, it is a well-known fact и другие. Даже глагол be иногда может обобщать больше, чем того требует тема. Из-за чрезмерных обобщений в эссе можно встретить фразы вроде „It is a well-known fact that teenagers are rude and argue with their parents a lot“. Однако на самом деле далеко не все подростки грубы или же конфликтуют с родителями. Подобных обобщений в тексте эссе лучше избегать. Попробуйте смягчать фразы модальными глаголами (might be rude, could argue with their parents) или использовать наречия (Teenagers may sometimes be rude).
Постарайтесь вспомнить об этих пяти no-no, когда будете писать свое следующее тренировочное эссе. А еще помочь в достижении вашей амбициозной цели может регулярная практика и проверка письменных работ опытным преподавателем, ведь такие ошибки лучше всего заметны со стороны. Удачной подготовки и may IELTS Band 9 be with you!