(Статья подготовлена старшим преподавателем Language Link Нежальской Алиной)
Один из самых популярных вопросов начинающих молодых преподавателей. Но ответ на этот вопрос так прост, что кроется в нас самих! Для начала представьте себя и тех людей, что вас окружают. Кому вы сможете довериться, а кому нет? Кому вы сможете рассказать секрет или поделиться планами, а кому нет? А почему?
В нашем мире существует некое заблуждение преподавателей со стажем: чтобы добиться уважения со стороны ученика, следует придерживаться некоторых правил, а именно: «Всем молчать!», «Как я сказала, так и будет!», «Не тебе меня учить», «Вы должны!», «Вы обязаны!» и так далее. И частенько такие правила работают и да, на уроке будет тишина, но ЭТО ли называется уважением и доверием?
Ключ доверия дети передают отнюдь не каждому преподавателю. Ведь все зависит от личности. Давайте вспомним очень хорошую детскую песенку со словами: « От улыбки хмурый день светлей! ». А почему бы не подарить детям хорошее настроение? Не скупитесь на улыбки! Ведь дети очень чувствительны, а от улыбки исчезают даже самые ужасные страхи.
Полезный совет номер один – дарите улыбки.
Полезный совет номер два: поддерживайте и хвалите учеников. Очень важно поддерживать учеников, замечать их старания и хвалить. И пусть у них не все гладко получается с первого раза – не обрезайте крылья фразой: «Ты не сможешь» или «У тебя не получится». Очень важно поддержать ребенка даже в неудаче. Тогда он поймет, что не так уж и страшно делать ошибки в этой жизни.
Полезный совет номер три: интересуйтесь жизнью учеников. А что вы знаете о своих учениках, кроме фамилии, имени и успеваемости? А знали ли вы, что они посещают секции, готовятся к выступлениям и занимают места в соревнованиях? Ведь не так сложно в начале урока поинтересоваться как у детишек дела, разделить с ними радость. Много времени это не займет, но явно между вашими учениками и вами возникнет мостик дружбы.
Полезный совет номер четыре: будьте примером и защитником. Собственный пример человечности, доброжелательности, ответственности всегда будет на первом месте. Не говори, как надо, а покажи – только тогда ребенок начнет повторять за тобой. Всегда держи свое слово и умей вступиться за своих учеников.
Полезный совет номер пять: терпение. Профессия преподавателя требует очень много терпения. Нужно всегда с пониманием относиться к ребенку. Не повышать на него голос, если он что-то не понял, оставлять без комментариев те действия, которые он не смог выполнить, тем самым не унижая его перед всеми учащимися. Нужно всегда себя контролировать, а на некоторые вещи и вовсе не обращать внимания, ведь у ребенка тоже может выдаться «не его» день. Идите на компромисс, решайте проблемы сразу, не копите и всегда старайтесь поставить себя на место ученика и взглянуть на ситуацию его глазами, а не глазами взрослого, который уверен, что он прав. И пусть вы сто раз правы, никто, кроме вас, этого не поймет, если вы будете доказывать это, выдвигая свое «Я» на первое место. Всегда старайтесь находить гуманные пути решения проблем.
Полезный совет номер шесть: стиль общения. Если хотите завоевать доверие ученика, выключите старомодную функцию «строгий учитель». Попробуйте выйти на один уровень общения с учениками, но при этом соблюдая нужную дистанцию. Будьте искренни и открыты. Ведь самое главное, чтобы дети поняли, что их преподаватель – приятный, открытый и классный человек, с которым можно обсудить любые вещи, помимо урока. Именно к открытым личностям дети и тянутся.
Полезный совет номер семь: колоритность уроков. Дети не всегда спешат на скучные и однотипные уроки. Постарайтесь делать ваш урок ярким, запоминающимся, легким, вкладывайте в него всю душу и сердце. И вы увидите, как горят глаза детей и как они с нетерпением ждут следующей встречи с вами. Умейте заинтересовать ребенка, ведь дети нередко делают бессмысленную для взрослых параллель: школьный предмет-учитель и относятся к преподавателю по принципу манеры преподавания. Часто учащиеся недолюбливают личность преподавателя всего лишь из-за предмета, который он ведет. Поэтому, сделав яркий, запоминающийся урок, вы уже станете на шаг ближе к цели. Когда вы сможете заинтересовать учеников предметом – вы победили. Ведь одну и ту же информацию можно преподнести в разных вариациях.
Полезный совет номер восемь: минимум домашки. Замечали, что некоторые учащиеся с ужасом ждут окончание урока? А все почему? Потому что они не знают, какой объем вы им дадите для домашнего задания. Для большинства детей – это стресс, ведь помимо вашего предмета, существует еще куча других, которые требуют выполненного домашнего задания в срок. Тщательно продумывайте как, сколько и в какой форме давать закрепление материала на дом. Старайтесь варьировать типы заданий и выбирать для домашней работы только самое полезное. А иногда его можно и вовсе отменить! Подарите ученикам небольшой праздник для души, но не просто так, а, например, за то, что все были активными на уроке или, за то, что было очень мало ошибок при изучении нового материала.
Когда вам удастся завоевать доверие учеников, сделайте все, чтобы его не потерять! А для этого иногда достаточно уместной шутки или во время найти слова для похвалы ученика. Но самый главный совет в завоевании доверия кроется в вашей искренней любви и уважении к детям и делу, которое вы выполняете. Любите своих учеников и старайтесь делать для них лучшее, на что вы способны!
Подробнее об онлайн курсах, разработанных Cambridge Assessment English и ориентированные на преподавателей английского языка, работающих с детьми здесь.