(Статья подготовлена преподавателем английского языка в Language Link Пугачевой Маргаритой)
Когда на курсы английского языка приходит новый студент, преподаватель английского в первую очередь определяет его уровень и подбирает подходящий учебник. В том, что учебник необходим, сомнений чаще всего нет. Он позволяет логично спланировать весь курс обучения, помогает вести студента от простого к сложному, предоставляет задания, отобранные по тематическим блокам и разделам. В конце каждого раздела – Progress Test. Такая схема привычна, помогает структурировать информацию, и знания лучше «укладываются» в голове студента.
Однако даже в самом лучшем учебнике по английскому некоторые темы могут быть представлены недостаточно полно, а практические упражнения для закрепления материала зачастую однотипны. К тому же всегда найдутся студенты, которым однообразная структура учебника и формулировки заданий будет неинтересна и скучна, ведь каждый ученик индивидуален. Одному комфортнее начать с самого простого и доступного, другого нужно сразу озадачить очередным «квестом». Как же сочетать четкий, логичный алгоритм с вариативностью и необычностью? Здесь на помощь приходит дополнительный материал!
Книги, учебники, видео, аудио, игры, справочники, учебные пособия по английскому языку, аутентичные сайты, статьи из газет и журналов, фрагменты из фильмов, словом все, что используется помимо учебника и есть основные источники дополнительных материалов:
Комплект для учителя обычно прилагается ко всем учебникам. Основное преимущество игр и заданий из teacher`s resources в том, что они полностью построены на языковом материале учебника и вам не придется проверять их на соответствие уровню подготовки ваших студентов. В то же время учениками такие задания воспринимаются как нечто новое, представленное в необычном формате, поскольку в их учебном комплекте этого материала нет. Единственное условие при использовании таких заданий — они должны логично вписываться в план вашего урока. Для этого важно различать, предназначен ли данный материал для этапа введения, отработки или закрепления лексического и грамматического материала
, к которым обычно составляются свои вопросы и задания. Существуют также сайты, например http://breakingnewsenglish.com/, на которых есть уроки по статьям из газет с уже готовыми разработками.
Не бойтесь выйти за рамки учебника, дополняйте урок новыми словами по темам! Словарный запас учебников по-английскому, особенно на начальных уровнях, сильно ограничен. Готовясь к занятию, старайтесь расширять тематические списки слов (конечно же, в зависимости от возраста и возможностей ваших учеников). Одна из основных задач преподавателя английского языка – постоянно стимулировать увеличение лексического запаса студентов.
Заданий по грамматике в учебниках и рабочих тетрадях, напротив, обычно мало не бывает, однако некоторым студентам этого может оказаться недостаточно. Помощью в подборе дополнительных заданий могут стать грамматические учебные пособия. Единственным их недостатком является однообразность упражнений. Не такой скучной грамматику помогут сделать онлайн упражнения с автопроверкой. Также во многих учебниках английского мало упражнений на введение грамматики в речь, поэтому при подборе дополнительных материалов по-английскому подумайте о том, как дать студентам возможность применить знания в speaking или writing.
Существует множество сайтов посвященных изучению и преподаванию английского языка, где Вы можете найти упражнения, игры, аудио и видео материалы. Но будьте осторожны! Далеко не весь материал, имеющийся в сети, качественный. К онлайн ресурсам относятся также обучающие программы и игровые приложения (WordWall, Kahoot, puzzle-english), которые особенно хороши для детей и подростков. Они красочны, интерактивны, повышают мотивацию. Такие задания не дадут Вашим студентам заскучать на уроке!
Конечно, к учебным комплектам уже прилагаются видео ресурсы с готовыми заданиями, однако для развития навыков аудирования очень хорошо использовать аутентичные материалы. Студентов нужно знакомить живой речью, с разными акцентами. Записи с речью носителей языка можно использовать, начиная с уровня Beginner. Главное — правильно выбрать материал!
activity из teacher`s book к учебнику, игры из интернета для онлайн и офлайн уроков, игры с фишками и карточками, лото, домино, пазлы, раскраски, головоломки, ребусы, лабиринты — список бесконечен.
Картинка – это всегда повод для обсуждения и отличное введение в тему любого урока. Также мы часто используем иллюстрации для презентации новой лексики, перед чтением текста. Картинки можно вырезать из журналов, распечатать или просто найти в интернете и показать ученикам (Яндекс, Google, Pinterest, сайты профессиональных фотографов https://cameralabs.org и др.). А еще можно попросить учеников поделится своим фото. Например, на уроке по теме «family» студенты могут найти в своем смартфоне семейное фото и показать его группе, сопроводив рассказом. Реальные, «живые» фотографии всегда вызывают неподдельный интерес и яркую эмоциональную реакцию, позволяют ученикам расслабиться и легче преодолеть языковой барьер.
Для того чтобы расширить словарный запас учеников необходимо и дополнительное чтение. Помимо материала из книг можно взять тексты для чтения из сети, материалы с сайтов издательств газет и журналов, адаптированную и оригинальную литературу (modern short stories, worth mentioning, read and solve the mystery и др.). Если Ваши студенты не любят художественную литературу, можно попробовать научпоп, нон-фикшн или любые тексты по интересам.
Количественное соотношение материалов учебника и дополнительных источников, каждый преподаватель английского языка определяет сам, однако здесь необходимо придерживаться определенных рекомендаций:
И, наконец, последний, но не менее важный момент. Всегда думайте о пользе данного материала для вашего ученика! Современное информационное пространство предоставляет огромный выбор, однако, нужно помнить о том, что не весь материал пригоден и не весь полезен Вашим студентам. Обязательно сами проверяйте задания и источники, пользуйтесь только проверенными ресурсами!