(Статья подготовлена преподавателем английского языка в Language Link Есиковой Алисой)
В наше время высоких технологий существует мнение, что преподаватели английского скоро станут не нужны. Каждый сам себе будет преподаватель. Открыл Интернет-ресурс, скачал видеоролик, прослушал курсы для преподавателей английского языка и знаешь всё, что нужно. Может ли современный преподаватель английского конкурировать с технологиями? И как ему приспособиться к быстро меняющемуся миру образования? Обсудим в сегодняшней статье.
С каждым годом запрос на образование всё больше меняется в сторону комплексного подхода. Современный ученик хочет не просто осваивать один предмет, а овладевать целым комплексом компетенций и профессиональных навыков учителя английского из различных областей, которые будут помогать формироваться разносторонней личности.
Современному преподавателю английского языка важно быть знакомым с таким подходом, разделять его ценности и применять методики на практике. Мир не ограничивается английским! Пусть на ваших уроках найдется место life skills: креативному и критическому мышлению, тайм-менеджменту, инициативности, командной работе. Попробуйте CLIL (Content and Language Integrated Learning) — подход, с помощью которого можно преподавать другие предметы на английском языке. Так набор умений и компетенций ваших учеников значительно расширится.
Однажды в школе я услышала от любимого учителя фразу, которая надолго врезалась в память: “Ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”. Помню, тогда меня поразила эта точная мысль, описывающая отношения преподавателя и ученика: отношения взаимного доверия и увлечённости предметом.
Современный преподаватель сможет увлечь своим предметом только через пример персональной увлечённости. Преподаватель должен быть интересным ученикам, быть разносторонней увлечённой личностью. Здорово, если помимо собственного предмета вы подкованы в различных направлениях современной культуры, разбираетесь в происходящем в мире, можете поговорить о книгах, фильмах и музыке. Часто важно ориентироваться на интересы студентов и учитывать их при планировании занятий, а еще — быть в курсе актуальных тенденций, особенно если преподаете подросткам.
Современный преподаватель занимается самосовершенствованием профессиональных навыков и знаний, повышает свой уровень знания предмета, постоянно в поиске новых методик преподавания и интересных подходов. В процессе работы преподавателю приходится сталкиваться с быстро меняющимися ситуациями. Необходимо обладать достаточной гибкостью, чтобы успешно с ними справляться: откликаться на запросы студентов “здесь и сейчас”, вносить корректировки в намеченный план урока, применять индивидуальный подход.
При такой высокой скорости жизни и большом количестве социальных контактов возрастает и эмоциональная нагрузка. Современный преподаватель должен уметь качественно отдыхать и вовремя заботиться о своем физическом и психоэмоциональном состоянии. Хороший отдых, терапия, техники расслабления и медитации — необходимая профилактика эмоционального выгорания. Юмор и самоирония также отличные средства в борьбе с эмоциональной усталостью.
Для эффективного образовательного процесса важно установить доверительные отношения с учениками. Современный преподаватель английского должен иметь представление о психологических особенностях учеников разных возрастов, чтобы подходить к проведению уроков с учётом возраста и темперамента. Для достижения положительного результата, необходимо относиться с принятием и уважением к личности ученика, ведь искренность такого отношения всегда чувствуется. Ученики будут отвечать тем же, будут с радостью идти на урок и охотнее участвовать в предлагаемых активностях.
В целом, современный преподаватель — это человек, который ставит совместные цели с учениками и достигает их интересными и эффективными методами, помня об индивидуальном подходе. При этом, современный преподаватель располагает временем на собственное развитие и интересы и поддержание здоровья.