(Статья подготовлена преподавателем Language Link Есиковой Алисой)
Работа с детьми – это всегда работа и с родителями. Хорошо, если взаимоотношения педагога с родителями выстраиваются с самого начала занятий с ребенком. Но, к сожалению, иногда этому не уделяют должного внимания или времени на общение педагога и родителей не хватает.
Все люди разные и причин конфликтных ситуаций существует столько же, сколько и учеников. Каждый случай необходимо рассматривать отдельно, использовать индивидуальный подход и уважительное отношение.
Найдите время познакомиться с родителями ваших юных учеников. Для эффективного учебного процесса необходимо создать обстановку взаимного уважения и доверия. Процесс изучения языка – долгосрочный проект. Вы вступаете в длительные отношения с каждым новым учеником и его родителями. Отношения эти должны обеспечивать комфортное нахождение ребенка на уроке и, как следствие, успешное изучение английского языка.
Каждый родитель преследует какие-то цели приводя своего ребенка в языковую школу, и цели эти могут быть совершенно разные. Вы не можете с уверенностью предположить зачем они пришли на занятия: подтянуть общие навыки, исправить оценку в средней школе, отправиться заграницу, подготовиться к сдаче экзамена, занять свободное время после школы?
Обсудите этот вопрос с учеником и родителями. Зачем они пришли в школу, какой результат ожидают, что хотят видеть на занятиях, какой опыт уже был в их жизни. Внесите ясность в ваши совместные представления о процессе обучения языку. Возможно, ребенок пришел на занятия в группу, где интенсивно готовятся к Кембриджскому экзамену, в то время как ему нужно восполнить пробелы в школьных знаниях и исправить оценку. Обсудив цели, вы застрахуете себя от ситуации «ожидание — реальность» и от обоснованно недовольных родителей.
Причиной недовольства родителей часто выступает недостаток информации о происходящем с их ребенком. Хорошей профилактикой ситуаций недопонимания является регулярные встречи и обсуждение прогресса ученика. Покажите родителям учебные материалы, расскажите о программе и методике. Пригласите на открытый урок, пусть посмотрят, как проходит занятие. Отдельно стоит обратить внимание на возрастные особенности учеников при изучении языка и внести ясность о зонах ближайшего развития. Рассказывайте обо всем доступным языком, без сложной терминологии и излишней научности. Поделитесь вашими наблюдениями с родителями об отличительных чертах именно их ребенка. Выделите его сильные стороны и зоны развития. Порекомендуйте активности для совместных занятий дома. Пусть это будет что-то из сферы досуга и развлечений, а не просто проверка выполнения домашней работы или заучивание новых слов.
Если же нет возможности пообщаться с родителями лично, найдите возможность поговорить с ними хотя бы по телефону. Особенно это важно, если вы видите, что ребенок не выполняет всех ваших требований и не посвящает родителей в складывающуюся ситуацию.
Порой, как бы мы ни старались, находятся люди, не желающие решать вопросы мирным путем, и мы оказываемся в открытом конфликтном взаимодействии. Постарайтесь соблюдать несколько общепринятых правил ведения плана работы с родителями:
Все мы работаем для достижения результата. Стратегическая задача – освоение навыков владения иностранным языком, является общей для преподавателя и для родителя. Помните, что вы работаете с учеником и с его родителями. Уделяйте необходимое внимание и тем и другим.