(Статья подготовлена преподавателем Language Link Есиковой Алисой)
У каждого есть воспоминания о любимом учителе, из школы или студенческой жизни. Мы обычно помним тех преподавателей, с кем сложились теплые личные отношения. Установление контакта и выстраивание межличностных отношений – важный этап в формировании долгосрочного взаимодействия с учеником.
Психологами было установлено время формирования первого впечатления – всего две секунды. Две секунды первой встречи с новым человеком будут оказывать влияние на все ваше дальнейшее общение. Помните об этом и будьте максимально доброжелательны с каждым новым учеником. При этом не переигрывайте, фальшь тоже считывается мгновенно. Установление доверительного контакта – главная задача первого урока.
Изучение английского языка отличается от изучения какого-то научного предмета. Язык – это прикладной инструмент, которым человек будет пользоваться для общения с другими людьми. А первым человеком, с которым будет разговаривать студент будете являться именно вы. От успешности вашего взаимодействия будет зависеть дальнейшее отношение к английскому языку в целом.
Постарайтесь подружиться с учеником. Проявите искреннюю заинтересованность в его личности, интересах, образе жизни. Каждый человек, каким бы застенчивым он не был, любит рассказывать о себе. Слушайте внимательно и поощряйте рассказ уточняющими вопросами. Не торопите, дайте человеку время подумать над ответом. Присмотритесь и почувствуйте в каком темпе комфортно разговаривать именно ему. Паузы в речи дают возможность вспомнить нужное слово и правильно построить предложение. На первой встрече лучше всего давать примеры ответов рассказывая о себе. Так студент, даже не поняв вопроса до конца, сможет по аналогии с вашим предложением построить свой рассказ. Поддерживайте студента улыбкой и одобряющими репликами.
Обязательно узнайте для чего ученик хочет изучать английский язык, есть ли у него какая-то конкретная цель и сроки ее достижения или он хочет изучать «для себя» и не совсем представляет дальнейшее практическое применение полученных навыков. Четкое представление желаний ученика поможет вам максимально эффективно построить стратегию взаимодействия на уроках. Расскажите о вашей любви к английскому – об удивительных возможностях, которые вы видите в овладении и применении английского языка в ежедневной жизни. Делитесь своим опытом.
Чувство юмора – отличное подспорье в установлении первого контакта. Смех снимает лишнее напряжение, возникающее при первом общении с незнакомым человеком. Иронизируйте в первую очередь над собой, давая понять ученику, что вы живой человек, а не «страшно умный преподаватель». Шутите только если вы умеете это делать, естественно и культурно.
Поддерживайте стиль вашего общения и на последующих уроках. Если у вас много учеников, и вы боитесь упустить детали, лучше записать некоторую информацию на первой встрече, чтобы потом снова к ней возвращаться. Так вы покажете ученику ваш интерес и уважение к его личности. Дадите понять, что он для вас особенный, а не один из сотни. Обращайте внимание на изменение в его внешности, делайте комплименты, если возникает такой порыв. В процессе обучения приводите примеры из своей жизни и побуждайте делать это студента. Углубляйтесь в его личный опыт и интересуйтесь мнением ученика по теме урока.
На первом этапе особенно важно корректно исправлять ошибки. Постарайтесь не исправлять все, что вы слышите. Обращайте внимание на то, что проходите на данном уроке. Критика должна быть конструктивной. Позвольте человеку почувствовать язык, ошибаться, но продолжать говорить.
Делитесь дополнительными методами изучения английского языка. Рассказывайте ученикам о подкастах, мобильных приложениях, интересных видео, с помощью которых они могут продолжать практику вне занятий в классе. Приглашайте на встречи разговорного клуба и призывайте участвовать в мероприятиях школы. Позитивный опыт общения с преподавателем автоматически станет позитивным опытом использования английского языка.
Сохраняйте доброжелательные отношения на длительный срок. Студент может перестать заниматься по разным, не зависящим от вас, причинам – и так же возобновить свои занятия спустя время. При сохранении доброжелательных отношений, возобновит он их именно с вами. Напоминайте время от времени о себе. Можно присылать на почту или мессенджер полезные ссылки или статьи, приглашать на открытые мероприятия и разговорные клубы.
Относитесь с уважением к каждому новому ученику, но не расстраивайтесь, если не сразу и не с каждым удается установить доверительный контакт. Все люди разные, со своими личностными особенностями и персональными предпочтениями. Стремитесь к качеству, а не количеству. Будьте искренне и открыты, и люди станут отвечать вам взаимностью. Пусть кабинет изучения английского языка всегда будет местом, в которое хочется вернуться снова и снова.