Автор статьи Лихоносова Валерия
Для всех преподавателей иностранного языка хорошо знакомы такие задания на аудирование, как TRUE/FALSE, выбор правильного ответа на вопрос из четырех предложенных вариантов, сопоставление говорящих и утверждений или вписывание слова в предложение или текст. Это самые стандартные типы заданий во всех учебниках любых уровней, а также в Кембриджских экзаменах. Они также встречаются в школьной программе, так как являются частью Единого Государственного экзамена. Этот формат знаком и понятен всем, кто хоть как-то связан с изучением английского языка. Но в случае, если вы изучаете язык достаточно давно, этот формат может стать слишком скучным и простым, так как научившись решать такие задания, они перестанут представлять для вас вызов.
Для того чтобы разнообразить ваши занятия, предлагаю рассмотреть два задания на аудирование, которые внесут изменения в вашу рутину и помогут развить не только навык listening, но и speaking. Стоит отметить, что наиболее эффективными эти задания будут в больших группах, но их всегда можно адаптировать даже для двух человек, а в случае индивидуальных студентов, они могут работать с преподавателем.
Для первого задания необходимо выбрать аудио длительностью 4-5 минут. Время может варьироваться, для студентов с более низким уровнем можно выбирать более короткие записи, чтобы у них была возможность запомнить как можно больше. Желательно выбирать аутентичные аудиозаписи, т.е. это могут быть подкасты, небольшие интервью, отрывки из каких-то радиопрограмм, но если вы не сможете найти ничего подходящего, то можно использовать аудио из вашего учебного пособия. Минус в том, что скорее всего к нему уже идут какие-то типовые задания, с лексикой и грамматикой, которую ваши ученики уже и так знают достаточно хорошо. Стоит также сказать, что лучше выбрать что-то посложнее, чем выбирать аудио, где ученики поймут 100% информации. Если аудио будет слишком легким, в задании не будет смысла.
Важно, что здесь не нужно ничего писать или делать заметки. Фокус этого упражнения как раз на том, чтобы ученик полностью погрузился в аудио и не тратил время на записи, не концентрировался на том, что нужно выписывать ключевые слова и не думал ни о чем, кроме того, что он слышит.
Для начала студенты слушают аудио полностью один раз. Затем, они работают в парах, и их задача состоит в том, чтобы пересказать своему партнеру как можно больше информации. Так как каждый запомнил разные детали, у учеников складывается более полная картина, они дополняют друг друга, вспоминают все больше и больше деталей. Далее студенты слушают аудио во второй раз, меняются парами и проделывают то же самое. Это можно проделать 5-6 и более раз, поэтому важно, чтобы аудирование не было слишком простым, и с каждым разом ученики находили для себя все больше и больше новых деталей, новой информации. Так, студенты учатся распознавать более сложные слова и конструкции в речи, а прослушав их несколько раз, они могут сразу пытаться внедрять их в свою речь. Обсуждая прослушанное с собеседником, студент также узнает от него какие-то новые обороты речи, которыми он также может поделиться с остальными.
Таким образом, данное задание предоставляет обширные возможности для практики аудирования и говорения, так как новые слова и выражения можно сразу применять на практике и закреплять, обсуждая услышанное с несколькими людьми. Из личного опыта могу сказать, что это действительно полезное упражнение, так как, учась в языковой школе заграницей, я была тем самым студентом, и мне действительно помогла работа в парах, обсуждение новых слов, многократное прослушивание одного и того же аудио, так как оно помогает добраться до сути и получить не только общую картину услышанного, но и запомнить многие детали. Помимо всего, общение с одноклассниками помогает в развитии навыков говорения, а постоянная смена пар не дает уроку стать монотонным и скучным, даже при прослушивании одного и того же аудио.
Второе упражнение может плавно вытекать из первого, а может и проводиться обособленно. В моем обучении оно было второй частью первого. Здесь также важно выбирать аудио посложнее, с более интересной лексикой и грамматикой, возможно даже с различными акцентами англоговорящих стран. Теперь необходимо прослушать не целое аудио, а одно или два предложения, в зависимости от длины. Оптимальным размером будет 2-3 строчки. Можно поставить это аудио на повтор, и задача учеников записать это предложение. С первого раза это будет сделать невозможно, поэтому можно проиграть аудио несколько раз подряд, чтобы у студентов был шанс записать как можно больше. Затем они работают в парах и сравнивают записанное. Обычно даже после нескольких прослушиваний остаются пустые места и недопонятые моменты, поэтому студенты обсуждают свои ответы, где-то соглашаются, где-то переубеждают своего партнера. Далее они снова слушают и снова обсуждают.
Таким образом, под конец задания, у них должно быть более или менее сформирование предложение, и можно проверить с учителем правильность записанного. В данном упражнении также присутствует больше количество разговорной практики, ученики учатся догадываться о значении слов из контекста, мыслят логически и учатся концентрации.
Подводя итоги, можно сказать, что эти два типа задания внесут изменения в ваши привычные уроки, заставят учеников думать, понимать и анализировать то, что они слышат. Здесь они не ограничиваются вариантами ответов, они не думают в контексте верно-неверно, а имеют возможность абстрагироваться от экзаменационных заданий и просто слушать.