Автор статьи Лихоносова Валерия
Профессия преподавателя всегда славилась большим количеством внеурочной работы. Многие ошибочно полагают, что единственная задача преподавателя – это прийти и провести урок (ну да, ну да:)), но мало кто осознает какой обширный пласт работы стоит за этим. Чтобы урок получился качественным и эффективным, его нужно сначала тщательно разработать, учитывая особенности групп или индивидуальных студентов. А так как занятий обычно много, то на подготовку к каждому из них могут уйти часы. Сегодня мы поговорим о том, как минимизировать время на подготовку к уроку, не теряя при этом в качестве.
Стоит сразу сказать, что, конечно, большую роль в этом играет опыт. Чем дольше вы преподаете, тем легче вам будет продумывать свои уроки. Тем не менее и в начале вашего профессионального пути можно облегчить себе жизнь благодаря некоторым правилам.
https://www.teach-this.com/ – сайт содержит большое количество worksheets на грамматику, лексику, functional language, а также идеи для игр. Несмотря на то, что некоторые ресурсы платные, на сайте полно хороших бесплатных заданий, которые подойдут как взрослым ученикам, так и школьникам. Если вам нужны дополнительные задания для студентов, можно быть уверенным, что здесь вы найдете что-нибудь подходящее.
https://www.baamboozle.com/ – отличный ресурс для проведения как онлайн уроков, так и оффлайн. Содержит большое количество разговорных активностей как для детей, так и для взрослых. Можно использовать с индивидуальными студентами, а можно применять и в группах, так как есть возможность выбирать количество команд, названия этих команд, получать очки и соревноваться. В строке поиска можно ввести интересующую вас тему и выбрать подходящие задания.
https://wordwall.net/ – сайт, который в последние несколько лет стал неотъемлемым инструментом для многих преподавателей. Стоит отметить, что он подойдет не только для отработки грамматики или вокабуляра, но и содержит большое количество вопросов для разговорной практики, что поможет оживить урок, начать дискуссию и попрактиковать нужные конструкции или времена.
https://www.linguahouse.com/ru – сайт, содержащий большое количество разработанных планов урока на различные уровни и темы. Подойдет, если вы чувствуете, что ученику нужно больше практики, а все упражнения из учебника сделаны. В планы урока часто включены как грамматика/лексика, так и различные задания на чтение или аудирование по заданной теме, а также говорение.
Таким образом, вместо того, чтобы искать по всему интернету или по разным пособиями дополнительные задания, можно сразу заходить на один из этих четырех сайтов и искать непосредственно там.
Помимо этого, существует большое количество игр и активностей, не требующих большой подготовки, а использовать их можно практически на каждом уроке. Здесь можно поговорить про бесчисленное количество карточных игр. В основном, они подходят для отработки лексики. Например, вы можете написать пройденные слова на кусочках бумаги и раздать ученикам, а они должны будут объяснять эти слова друг друга и угадывать. Можно подумать, что это слишком просто и очевидно, но на самом деле это очень эффективный способ повторять новые слова, который нравится и детям, и подросткам, и взрослым. Что касается детей, они могут не объяснять, а показывать или рисовать свои слова, чтобы остальные угадывали, на тот случай, если у них еще недостаточно языковых навыков, чтобы составлять полноценные предложения. Плюс этого задания в том, что оно сработает в любой группе и на любой теме. Поэтому вы всегда можете смело включать его в свой план урока. Как вариант, можно даже попросить учеников самим написать слова, а затем объяснять их на время по командам. Допустим, за одну минуту ученик должен партнеру объяснить, как можно больше слов. То есть адаптировать это можно как угодно, не тратя время на лишние распечатки или поиски ресурсов.
Помимо этого, можно расширять уже существующие задания по чтению или аудированию. Вместо того чтобы просто прочитать текст и выполнить тестовое задание по нему, можно немного видоизменить этот вид деятельности. Допустим, студенту дается ограниченное время, 3-4 минуты, чтобы прочитать текст. Он читает его, а затем, не подсматривая, пересказывает преподавателю, или партнеру, если урок групповой, и можно учеников поставить в пары. Они делятся прочитанным, наверняка каждый из них обратил внимание на разные детали, поэтому их рассказы дополняют друг друга. Затем они читают текст второй раз и пересказывают его уже с другим партнером, обсуждая новую информацию и добавляя новые детали. Далее можно дать студентам 5 минут, чтобы они воспользовались словарем и нашли незнакомые слова, а затем они снова должны обсудить текст с другим партнером, используя уже новые слова. Так, получается, что у них была довольно многогранная разговорная практика. Они услышали и поделились новой лексикой со своими одногруппниками, а также плотно поработали с текстом, так как с каждым новым прочтением они все больше и больше понимают текст, вникая в него. Пока ученики ищут новые для себя слова со словарем, на доске можно написать определения некоторых слов, фразовых глаголов и устойчивых фраз из текста, и когда они закончат все обсуждения, они должны будут найти эти самые слова в тексте. Таким образом, работа с текстом будет наиболее эффективной, и ученики используют его по максимуму, а не просто пробегутся по нему.
Подводя итоги, хочется сказать, что даже после многолетнего опыта работы, нельзя приходить на уроки с пустыми руками и ожидать, что все пройдет успешно. Тем не менее можно наработать большую базу заданий и идей, которые можно будет быстро воплощать, что заметно упростит вашу жизнь.