Подготовка к экзаменам – это всегда спорная тема, поскольку одни преподаватели считают, что это лишь дополнительная мотивация, которая не должна влиять на ход занятий, другие же в корне меняют свой стиль работы. Какой бы точки зрения Вы не придерживались, есть несколько важных аспектов, которые нужно учесть при работе со студентом.
В данной статье мы разберем, на что следует обратить внимание при подготовке студентов к выполнению заданий раздела «Аудирование».
Довольно часто встречаются как проблемы с самой аудиозаписью, так и дополнительные шумы в помещении, где проводится экзамен. Конечно, Вы можете разъяснить учащемуся, что он должен сразу же говорить обо всех неполадках присутствующему преподавателю, который выдает им материалы и включает запись. Однако далеко не всегда это улучшает ситуацию. Моим решением стало добавление определенных трудностей при выполнении подобных заданий со студентами. Например, я могла открыть окно во время прослушивания аудиозаписи. Кроме того, я просила студентов делать то же самое дома. Если есть младшие братья/сестры, можно предложить им поиграть в комнате, пока студенты выполняют задания. Также можно включить телевизор или фен, чтобы присутствовали дополнительные шумы. Выпускники могут Вам возразить, что подобное должны учитывать составители экзамена, и материалы должны быть адекватного качества. На это Вы можете ответить, что «то, что должно быть» и «то, что происходит», на экзамене не всегда совпадает, поэтому лучше подготовиться к худшему варианту развития событий и обрадоваться, если будет по-другому.
Свое место на экзамене студент узнает только в день его проведения. Поэтому мы не можем заранее просчитать, насколько далеко от проигрывателя он окажется. К этому студента также нужно подготовить. Многие сейчас выполняют задание по аудированию в наушниках, как занимаясь онлайн, так и офлайн. Постепенно, сами того не замечая, мы привыкаем к такому звучанию, и аудиозапись, которую мы слушаем без использования каких-либо средств, воспринимается совершенно по-другому. Здесь опять-таки поможет практика как при выполнении заданий на занятии, так и дома. Предлагайте студентам снять наушники во время онлайн-занятий, а при проведении очных занятий время от времени пересаживайте их.
Ученикам нужно объяснить, что от них требуется в каждом задании. Здесь я говорю не только о том, что, например, в первом задании нужно выбрать правильный вариант ответа, но и на что стоит обратить внимание при его выполнении. Многие ученики отмечают как правильный ответ тот, который услышали первым. Здесь стоит проговорить заранее, что в записи могут упоминаться все варианты, но обязательно будет понятно, какой именно верный, если обратить внимание на акценты и формулировку задания. В данном случае следует посоветовать выделять ключевые слова перед прослушиванием и стараться понять общий смысл высказывания.
Очень часто во втором задании есть схожие рубрики. Есть и такие, которые звучат абсолютно по-разному, но после прослушивания записи вызывают затруднения у студентов, поскольку кажутся похожими. Снять сложность также поможет выделение ключевых слов. Помимо этого, стоит учить студентов предполагать подобные «ловушки» заранее и готовиться услышать предложение или словосочетание, что внесет ясность.
Поскольку третье задание аудирования предполагает ответ в виде слова, то нужно напомнить студентам, что ошибка в его написании приравнивается к потере балла. Для тренировки хорошо подойдут диктанты, где ученик записывает слово на слух. Кроме того, важно акцентировать внимание на проблемных для учеников словах, давая возможность прописать их необходимое количество раз.
Часто проблемы в выполнении заданий аудирования связаны с тем, что ученик неправильно услышал слово. Сюда относятся как случаи, когда ученик может услышать одно слово вместо другого (например, thirty вместо forty), так и проблемы в распознавании слов в связной речи (country вместо can’t sing). Здесь также важно давать студентам как можно больше практики, чтобы они видели свои проблемы. Кроме того, можно просить учащихся записать те слова/выражения, которые помогли им выбрать этот вариант ответа или написать это слово.
При подготовке важно не путать студентов. Если вы берете какой-то отдельный учебник для повышения общего уровня языка и там присутствуют другие задания на аудирование, постарайтесь переделать их так, чтобы учащийся еще раз попрактиковался в заданиях экзаменационного формата. Это позволит ему не вникать в новую формулировку задания и отработать стратегию выполнения подобных упражнений.
В следующей статье мы рассмотрим особенности подготовки к разделу «Чтение».