Аудирование – необходимый навык для успешного освоения английского языка. Процесс аудирования представляет собой сложное психическое действие, включающее в себя усвоение, осмысление и преобразование информации, получаемой из устной речи. Этот этап является ключевым в процессе изучения языка, без его развития полноценное владение языком недостижимо. Именно поэтому изучающим иностранный язык следует особое внимание уделять именно развитию данного умения.
Аудирование открывает доступ к звуковому аспекту языка, который включает ритм, акцентирование, мелодику. Посредством аудирования происходит усвоение словарного запаса и грамматического строя языка. Также оно способствует улучшению навыков разговорной речи, чтения и письма, взаимодействуя с каждым из этих видов языковой деятельности.
Регулярная практика аудирования способствует развитию у студентов умения слушать и в дальнейшем облегчает восприятие английской речи. Поэтому для преподавателей важно иметь в своём арсенале разнообразные упражнения на аудирование, которые могут значительно повысить интерес учащихся к этому виду заданий. Вот несколько примеров таких упражнений:
В данном задании ученики смогут применить навыки аудирования и говорения. Преподавателю необходимо выбрать аудиозапись продолжительностью 4-5 минут или даже больше, в зависимости от уровня студентов. Это может быть подкаст, короткое интервью, фрагменты радиопередач.
Основная идея заключается в том, чтобы ученики не делали записей или заметок. Они должны полностью погрузиться в аудио, не тратя время на запись ключевых слов – просто слушать и воспринимать информацию.
Сначала студенты слушают аудио целиком один раз. Затем они работают в парах, где им нужно передать партнеру как можно больше информации. Поскольку каждый запоминает разные моменты, студенты дополняют друг друга, вспоминая все больше деталей. Затем ученики слушают аудио второй раз, меняются парами и повторяют процесс.
Данное упражнение можно повторить 3-5 раз или даже больше, поэтому важно, чтобы аудиозапись была достаточно сложной. Это необходимо для того, чтобы студенты каждый раз находили новую информацию и детали. Таким образом, ученики учатся распознавать сложные слова и конструкции в речи, и, послушав их несколько раз, после некоторой практики смогут использовать их в своей речи.
Следующее задание заключается в исправлении ошибок. Наиболее популярны два варианта: со скриптом и без.
Первый вариант: учитель берет скрипт аудио-фрагмента и включает в него ошибки и несоответствия. Ученики должны прослушать аудио и исправить ошибки в скрипте.
Второй вариант: учитель составляет десять неверных утверждений, связанных с содержанием аудио-фрагмента, пишет их на доске или раздает отдельные списки ученикам. После чего просит студентов прослушать аудио и исправить утверждения.
Это упражнение еще называют «испорченный телефон». Студенты встают в круг, преподаватель говорит на ухо рядом стоящему ученику английское слово (для детей и низких уровней) или целое предложение (для взрослых и более высоких уровней). Учащиеся по очереди передают его друг другу. Последний говорит слово/ предложение вслух. Если вдруг оно оказывается неверным, это означает, что телефон сломался. Активность повторяется в другую сторону.
Следующее задание представляет собой технику работы с текстом и с аудио. Учителю необходимо выделить из текста определённые слова или фразы. В зависимости от цели урока, в тексте могут быть пробелы для новой лексики (целевая лексика), которую учащиеся должны распознать на слух, прослушивая аудио, либо для новых грамматических структур (целевая грамматика).
Этот метод особенно хорошо подходит для занятий с использованием песен и стихов. Также его можно применить как задание на предварительное прослушивание: ученики пытаются догадаться о содержимом пропусков, после чего проверяют свои предположения, прослушивая аудио.
Для данного задания учителю нужно составить перечень терминов или фраз, которые будут использоваться в аудиозаписи. Предпочтительно выбирать слова и выражения, значение которых станет ясным из контекста аудио. Учащимся предлагается послушать аудиозапись и догадаться о значениях слов и выражений по контексту.
Как вариант задания — можно предложить учащимся список синонимов или антонимов к словам, которые они услышат в аудио. Задача – подобрать слова с близким значением или противоположные тем, что прозвучат в аудио.
Для этого упражнения преподаватель должен найти текст с большим количеством информации (например, новостную статью). Затем понадобится либо запись текста, либо скрипт, который можно прочитать самостоятельно. Студенты должны будут прослушать аудио, понять, о чем идет речь, а затем записать краткое содержание наиболее важных частей.
Это может быть довольно сложным заданием, поскольку учащимся необходимо задействовать целый ряд различных навыков, но оно чрезвычайно полезно для понимания.
Для начала учителю понадобится ролик с двумя говорящими персонажами (около 1-2 минут). Затем нужно разбить студентов на пары по два ученика и назначить каждого тем или иным персонажем. Теперь ученики должны посмотреть ролик и сделать заметки о диалоге. А после этого сами исполнить сценку.
Очевидно, что вряд ли ученики услышат и запомнят все слово в слово. Вместо этого им нужно сосредоточиться на том, чтобы передать важные моменты сцены. Учитель обязательно должен сказать об этом заранее, чтобы студенты не напрягались, пытаясь запомнить все до единого слова.
Можно увеличить сложность данного задания, позволив ученикам прослушать сцену, без визуального ряда. Это заставит учащихся надеяться лишь на свои навыки аудирования. Кроме того, учитель может выбрать фильм, который будет неизвестен студентам, чтобы сделать задачу еще сложнее.
В данной статье мы разобрали лишь несколько интересных заданий по аудированию. Но для них можно придумать вариации, отталкиваясь от возраста, уровня студентов, их навыков аудирования.
Для преподавателя очень важно давать не однотипные, а креативные задания по аудированию, выполняя которые студенты будут развивать также навыки говорения, чтения и письма.