Многие родители задают вопрос «Можно ли, не будучи специалистом, определить, хороший у нашего ребенка преподаватель английского или нет?»
Можно, если знать некоторые нюансы.
Во-первых, нужно понимать, что знания преподавателя английского языка можно разделить на две категории: язык и методика.
Во-вторых, преподаватели бывают с международными сертификатами и без.
Давайте разбираться! Начнем с сертифицированных преподавателей.
Как сертифицировать язык? Язык измеряется уровнями. Чем больше знаем, тем выше уровень владения языком. Подтвердить его можно, сдав международный языковой экзамен, например, IELTS или Кембриджские экзамены. В сертификате о сдаче экзамена указывается официальный уровень, определенный по шкале языковой компетенции и обозначенный буквами и цифрами. Начальные уровни обозначаются А1, А2, средние В1, В2 и высокие С1, С2.
Наверное, вы сразу же подумали, что лучшие преподаватели – это те, что с С2 на сертификатах. К сожалению, высокий уровень языка преподавателя не всегда залог успешного обучения, если преподаватель не умеет «делиться» своим знанием со своими студентами. Вы можете благополучно слушать его прекрасную речь весь урок, но вам это знаний не прибавит. Давайте поговорим об этом умении делиться знаниями, или о методике преподавания.
Подавляющее число русскоязычных преподавателей – это выпускники вузов, учителя или переводчики. Диплом вуза не всегда свидетельствует о том, что преподаватель знает, что делать с учениками в классе. Поэтому хорошо, если имеются международные сертификаты, признаваемые во всем мире. Например, Кембриджские сертификаты для преподавателей английского языка. Программы Кембриджа доступны российским преподавателям в полной мере, и любой желающий активно развиваться может пройти обучение, и получить подтверждение своих знаний.
Сертификаты ТКТ подтверждают, что преподаватель разбирается в теории преподавания, знает структуру языка, основы планирования урока, организации процессов в классе и использования учебных материалов.
Кембриджский сертификат CELT-P свидетельствует о том, что преподаватель владеет теорией и практикой работы с детьми 6-12 лет. Кембриджский сертификат CELT-S говорит о том, что преподаватель умеет работать с подростками.
Если вам попался преподаватель с Кембриджским сертификатом CELTA, это очень ценно, потому что CELTA – это интенсивный практический курс, после которого преподаватель четко понимает, что делать со студентом, действительно знает, как научить. Также сертификат подтверждает высокий уровень языка С1.
Итак, имея международные сертификаты, подтверждающие уровень владения языком и знание методики преподавания, преподаватель избавляет вас от сомнений в своей компетентности.
Необязательно. Если педагог не подтвердил свои знания и умения сертификатом, это еще не значит, что вы платите свои деньги зря. Попробуйте обратить внимание на следующие моменты:
Если преподаватель ведет урок на английском языке, задает вопросы и пытается вовлечь студентов в разговор, будь-то разговор о грамматике или новой компьютерной игре, то это хороший знак. Учебный материал всегда можно объяснить на языке, начиная как с нулевого уровня, так и с трехлетнего возраста. Если на уроке постоянно звучит русская речь, это нехороший знак. Язык нужно слушать и слышать, языком нужно пытаться пользоваться. Если вы не в англоязычной стране, то единственная возможность использовать язык – это урок. А если весь урок на русском? Это уже не урок английского, а урок «про английский».
Узнайте у ребенка, интересуется ли преподаватель его увлечениями. Хорошо, если преподаватель на уроке затрагивает близкие студентам темы. Через интерес к контенту растет мотивация, и изучение языка становится легче и эффективнее.
Интерес к языку формируется и через личность преподавателя. Если не налажен эмоциональный контакт, если ребенку не комфортно, слишком сложно, слишком легко, неинтересно – значит, преподаватель не смог определить потребности студента, и это может помешать обучению.
Спросите у ребенка, что они читают, как часто слушают аудиозаписи, пишут тексты и обсуждают что-то на уроке. В идеале, преподаватель должен развивать четыре основные навыка: чтение, письмо, понимание на слух и говорение.
Именно так мы используем любой язык. Именно эти умения будут проверяться на любом языковом экзамене, в том числе ОГЭ и ЕГЭ. Чтение и письмо должны проходить на уроке, а не задаваться на дом для самостоятельного изучения, что часто случается в школе.
Если вы видите записанные грамматические правила (особенно по-русски), но не видите ни одного выполненного упражнения, а ребенок не помнит, чтобы он строил предложения и пытался что-то сказать, используя это правило, а на дом задали просто вызубрить текст правила – задумайтесь. Правила не учат пользоваться языком. Пользоваться языком можно научиться только через практику.
Ребенок жалуется, что он не знает, как делать домашнее задание, и вы полночи разбираете задание вместе? Это неприемлемо. Вы платите за то, чтобы вас освободили от необходимости учить язык вместе с ребенком. Домашнее задание не должно заключаться в изучении нового материала. Домашнее задание должно закрепить то, что делали в классе.
Подведем итог. Если преподаватель заинтересован в развитии своих профессиональных умений и навыков, он сам продолжает учиться и получает новые знания и сертификаты. И студенты это чувствуют.
Если ваш ребенок доволен, с уважением отзывается о преподавателе, рассказывает, какие интересные темы они обсуждают на английском языке, сам делает домашнее задание, а еще и получает в школе хорошие оценки, то скорее всего, вы все делаете правильно!