(Статья подготовлена преподавателями Language Link.
Каждому преподавателю рано или поздно приходится работать с группами студентов с разным уровнем способностей, или так называемыми «mixed-ability groups». У каждого студента есть свои сильные и слабые стороны, у разных людей разная скорость обучения, в результате часть студентов усваивает определенный материал раньше и «ждет» остальных. Проблема это или просто текущая задача зависит от преподавателя, ведь именно от профессионализма последнего зависит исход ситуации.
Чтобы понять, как грамотно действовать, нужно сначала разобраться, что же такое «mixed-ability group». Как правило, студенты распределяются в группы по результатам письменного и устного тестирования, однако, этого бывает не совсем достаточно для того, чтобы определить все способности потенциального студента. Замечательно, когда вся группа идёт примерно в одном темпе, в одинаковой степени владеет грамматикой и лексикой, понимает материал примерно с одинаковой скоростью. Но чаще мы видим иную ситуацию, отличную от идеального сценария. И дело не только в уровне языка.
Наши студенты разные во всем: возраст, пол, опыт, мыслительные способности, интересы, убеждения, ожидания, мотивация – список очень длинный. Студент, работающий с партнерами или коллегами-иностранцами, явно имеет преимущество перед теми, кто язык не практикует регулярно; студент с математическим складом ума быстрее усвоит грамматику, в то время как человек с музыкальным слухом легче других усваивает фонетику. На самом деле, каждая группа студентов – это mixed ability. Как упоминалось выше, в работе с такими группами студентов важны действия преподавателя, а именно его умение использовать стратегии, разработанные преподавателями и методистами на основе многолетнего опыта. Рассмотрим некоторые из них.
Залог успешного урока – это эффективно организованный процесс. Что же может помочь всем студентам понять материал и выполнить все задания?
Прежде всего, нужно планировать урок грамотно. Если ваш урок посвящен развитию навыков чтения или понимания на слух, не забудьте перед работой с текстом проработать тему, обсудить заголовок или иллюстрацию к тексту, например. Также, важно разобрать сложные слова перед чтением и аудированием, чтобы они не затрудняли понимание всего текста. Если ваш урок посвящен развитию навыков говорения и письма, сначала разберите образец, его структуру и полезные фразы, проведите мозговой штурм возможных идей.
Все это поможет слабым студентам легче справиться с заданием. Для сильных студентов продумайте, чем их занять, когда они справятся с заданием раньше. Например, прочитав текст раньше остальных, сильный студент может получить от вас задание придумать свои вопросы к тексту.
На самом уроке очень важно, как вы объясняете задания. Нужно уметь четко формулировать инструкции, используя простой язык и жесты, приводить примеры выполнения задания. Нужно обязательно убедиться, что все студенты поняли задание с помощью уточняющих вопросов. Можно попросить сильных студентов повторить, что именно нужно сделать.
При проверке ответов важно сначала проверить задание в парах, а потом уже всем классом. В этом случае слабые студенты имеют шанс обсудить то, что им не совсем понятно, со своим партнером, что поможет им чувствовать себя более уверенно при проверке всем классом.
Не забывайте о “thinking time” и “scaffolding”. Перед ответом студентам стоит дать время на размышление. Слабым студентам это поможет сосредоточиться и организовать свои идеи, найти нужные слова. Сильным студентам это время поможет подобрать более сложные конструкции и развернутые аргументы. Вы даже можете установить правило для тех, кто всегда готов отвечать быстро – подумать и заменить простые слова типа good/bad на более сложные синонимы. Так работает thinking time, помогая вам бороться с доминированием сильных студентов на уроке.
Используйте доску для создания шаблонов для ответов; давайте начало полезных фраз, напишите нужную лексику для ответа, проведите мозговой штурм идей и напишите их на доске. Так работает scaffolding, давая слабым студентам поддержку при ответе.
В группах с разным уровнем способностей очень важно грамотно организовать работу в мини-группах и парах. То, каким образом студенты будут выполнять определенные задания, влияет на личный успех каждого члена группы. Для некоторых заданий важно поставить в пары студентов примерно одного уровня, например, сильный-сильный и слабый-слабый. Это даст возможность дифференцировать задания по уровню сложности. Студенты с более высоким уровнем языка работают с более сложными задачами, в то время как более слабые студенты работают с простыми задачами. Например, задание на аудирование для слабых студентов будет иметь варианты, из которых нужно будет выбрать правильный ответ, а более сильные студенты будут пытаться ответить на вопросы без подсказок.
Для определенных заданий есть смысл ставить в пару сильного и слабого студента. В этом случае сильный студент поможет слабому усвоить материал и справиться с заданием более успешно.
У каждого студента, пришедшего на курсы английского языка есть определенная цель. Для одного это сдача международного экзамена, для другого – улучшение навыков говорения. Цели должны быть адекватными и достижимыми. И это относится не только к студентам. Преподаватель также должен трезво оценивать ситуацию и ставить перед собой реальные цели урока. Например, при написании личного письма перед слабым студентом можно поставить цель написать 50-70 слов, для сильного же ученика эта цифра может составлять 100-150 слов.
Формулировка самого задания помогает ставить перед студентами достижимые цели. Например, у вас есть грамматическое задание, которое содержит 12 предложений с ошибками. Поставить задачу можно так:
– выполните сколько успеете за 5 минут.
Таким образом, все студенты достигнут цели – будут работать 5 минут, пусть одни справятся со всеми предложениями, а другие сделают половину.
Адаптация заданий под разные уровни и способности студентов в группе – один из ключевых моментов на пути к достижению целей обучения. Задача преподавателя – приспособить упражнения так, чтобы каждый студент смог использовать свой потенциал и узнать что-то новое.
Некоторые идеи для более сильных-более слабых студентов выглядят так:
Немаловажным элементом обучения смешанных групп является понимание того, что мыслительные способности студентов разные, и это нужно учитывать при разработке и выборе заданий. По теории американского психолога Говарда Гарднера, люди обладают разными типами интеллекта: натуралистический, музыкальный, логико-математический, лингвистически-вербальный, экзистенциальный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический и визуально-пространственный. Разный склад ума влияет на способности воспринимать и усваивать информацию. Выделяют разные типы учеников: кинестетики, визуалы и аудиалы, например. На особенности интеллекта наслаиваются особенности чувственного восприятия действительности и все те аспекты, которые мы упоминали раньше – возраст, опыт, ожидания… Чтобы удовлетворить потребности каждого ученика, полезно использовать мультисенсорный подход, задействуя в процессе обучения не только языковые ресурсы, но и чувства, опыт, эмоции.
Интересным примером может послужить следующее задание Джереми Хармера. Напишите на доске стихотворение:
Blue sea, sunshine on waves
Easy days
Afternoons of heat and playfulness
Charm of summer, anger of the storm
Home, and the itch of sand… (Harmer, 2004:69)
Обратите внимание, что первые буквы каждой строки составляют слово beach, такой прием называется акростих. Пусть студенты напишут свое стихотворение, но измените первые буквы, взяв такие эмоционально насыщенные слова как school, work, rest и так далее. Идеи студентов вас очень удивят. Творческие задания не только позволяют студентам использовать язык, которым они владеют, но и выразить свои идеи, поделиться опытом и чувствами. Это особенно важно для слабых студентов, потому что такого рода задания нередко помогают им компенсировать пробелы в языке яркими идеями, что повышает их самооценку и уровень мотивации.
Мы можем сделать вывод, что группы с разным уровнем способностей – это не проблема, а нормальная рабочая ситуация для каждого педагога. Важно использовать индивидуальный подход к каждому студенту, чтобы все чувствовали себя комфортно и имели возможность преодолеть языковой барьер, усвоить новый материал и улучшить основные языковые навыки. Адаптация материалов требует времени на подготовку, но результат всегда радует и студента, и учителя.
К минусам также можно отнести технические моменты, например, качество связи. И хотя, в настоящее время такая проблема почти отсутствует, в некоторых регионах, а иногда и районах города, именно эта проблема делает обучение не очень комфортным, как для преподавателей, так и для студентов.
Источники:
1) How to teach writing. Jeremy Harmer, Pearson Education Limited, 2004
2) Teaching English in Mixed Ability Classes / T. Y. Aikina. – Text : direct / / Young scientist. — 2011. — № 11 (34). — VOL. 2. – P. 144-146. – URL: https://moluch.ru/archive/34/3908/ (accessed: 30.04.2021).