(Статья подготовлена преподавателем Language Link Поповой Надеждой)
Часто бывает так, что студент приходит к нам на индивидуальные занятия с запросом ‘Только не по учебнику!’. Обсуждать плюсы и минусы такого решения мы сегодня не будем. Поговорим о том, как в этом случае правильно выбирать темы и материалы. Вот на что стоит обратить внимание в первую очередь:
На первом занятии, а лучше до него, стоит разузнать у студента поподробнее о его целях. Они могут быть очень разнообразными: например, подготовка к международному экзамену, рабочему интервью или поступлению в школу. Одному из моих студентов — юристу — нужно было принимать полноценное участие в регулярных международных переговорах. Его должность это предполагала, а уровень языка — не сразу. Другой был увлеченным рыбаком, который часто ездил на международные ‘слеты’. Он хотел понимать собеседников из разных стран и разбираться во всех тонкостях и нюансах лексики по теме. С ними я и сама выучила не один десяток новых слов.
Четкое понимание целей поможет вам сузить выбор материалов и подобрать именно то, что нужно. С кем-то вам понадобятся сборники тестов, а для кого-то подойдут аутентичные видео или научные статьи.
Помимо основной цели, у каждого студента есть с десяток тем, на которые он говорит с особым удовольствием. А еще — пара-тройка тех, которые он старается избегать. Неплохо знать об этом заранее, чтобы урок точно пошел по плану. Для того чтобы выяснить интересы и предпочтения, можно до начала занятий отправить студенту ссылку на Гугл-форму с небольшим опросом. Я обычно прошу отметить в списке наиболее интересные темы, а потом перечислить 2-3, о которых говорить не нравится. Если занятия с ребенком, попробуйте разузнать о его любимых фильмах, играх и хобби. После этого вам будет легче сделать подборку материалов, которые наверняка заинтересуют ученика и будут ему полезны.
Если уровень студента уже позволяет использовать на занятиях аутентичные материалы, то можно строить занятия на основе актуальных событий. Этими событиями могут быть новости культуры, спорта или медицины, премьеры фильмов или сериалов, большие спортивные события и даже политика. Начав занятие с небольшого видео или новостной статьи, можно продолжить работой с вокабуляром или грамматикой, а потом перейти к обсуждению события. Много материалов, основанных на новостях со всего мира, можно найти, например, на сайте Breaking News English.
Понимание целей и интересов студента позволит вам понять, насколько легко вам будет подобрать материалы, а еще — спланировать все заранее. Работать не по учебнику — довольно трудоемкая задача для многих преподавателей, ведь какие-то материалы придется адаптировать или даже создавать самостоятельно. Проще всего брать за основу готовые разработки, а потом уже дорабатывать их с учетом индивидуальных запросов студента. Такие разработки, даже бесплатно, сейчас можно найти на множестве сайтов – например, LessonStream, ESL Brains, Onestopenglish или ComfortEnglish Teaching. А еще построить урок можно на видео с сайта TED-Ed. Нет-нет, это не про длинные сложные Ted talks. На этом сайте вы найдете много коротких образовательных видео обо всем на свете: ‘Кто придумал джинсы?’, ‘Почему попугаи могут говорить?’ и даже ‘Когда закончится пандемия?’.
Ко всем видео есть отличные субтитры на разных языках и вопросы на понимание содержания, но разбивки на уровни нет. Начинающим поможет видеоряд, а вот студенты с Intermediate и выше смогут посмотреть без субтитров.
Подобные ресурсы и сервисы сократят ваше время на подготовку, но при этом помогут подобрать увлекательные, полезные и разнообразные темы для занятия с противниками учебников.