(Статья подготовлена преподаватель Language Link Валерия Стихарная)
Коммуникативный подход в обучении (Communicative approach) направлен на развитие умения говорить спонтанно на различные темы. Считается, что если студенты вовлечены в реальный процесс общения на языке начиная с самых первых уроков, то это способствует более быстрому и качественному освоению изучаемого языка. В отличие от других методов обучения, основывающихся на переводах, повторении или заучивании, коммуникативный подход основан на постоянной практике общения. Для этого преподаватель создает реальные ситуации, с которыми учащиеся вероятнее всего встретятся в реальной жизни. Реальность ситуаций вызывает интерес и желание поделиться мыслями и переживанием на ту или иную тему.
Занятия по коммуникативной методике направлены на получение навыков общения. Обычно студентам предлагаются различные формы работы, например, в парах или микрогруппах, а иногда и всей группой. Также на таких занятиях часто используются аутентичные материалы. Это могут быть журналы, объявления, фотографии, благодаря которым можно построить диалог. Например, учащимся на занятии могут предложить узнать дорогу до музея с использованием настоящей карты Лондона или сделать заказ в кафе, предварительно изучив реальное меню из Америки.
Не стоит думать, что при коммуникативном подходе внимание уделяется только устной речи. Внимание уделяется всем аспектам языка – чтению, письму, аудированию, а также грамматической и лексической системам. Например, студенты учатся слышать и понимать беглую речь, работая с аутентичными аудио- и видеоматериалами; учат новую лексику и сразу же применяют ее в речи; а еще – пишут письма, рецензии, эссе и прочие тексты, которые часто нужны в реальной жизни.
Процесс обучения, согласно коммуникативному подходу, включает в себя три фазы. Сначала студента вовлекают в языковую ситуацию, затем он изучает грамматическую тему и выражения, которые обусловлены опять-таки ситуацией. Интересно, что на стадии изучения работа ведется индуктивно. Это значит, что студента как бы подталкивают к тому, чтобы он заметил правила и закономерности и сам понял, как они работают. То же самое и с лексикой: преподаватель задает вопросы и приводит примеры с использованием слова вместо того, чтобы сразу же воспользоваться переводом. Такой способ гораздо эффективнее заучивания правил и словосочетаний, продиктованных преподавателем. После вовлечения и изучения, в процессе активации студентам предлагается выполнить упражнения для закрепления лексики и грамматики. Сначала задания выполняются под контролем, но в конце студенты используют язык самостоятельно и свободно. Таким образом, студент начинает говорить на английском с первого занятия, даже если до этого он ранее не изучал язык, потому как уже на первом занятии он овладевает несколькими десятками слов. Это способствует преодолению языкового барьера, что и является основной задачей коммуникативной методики.
Обучение иностранному языку по коммуникативной методике подойдет студентам, предпочитающим интерактивные и увлекательные занятия, нацеленные на живое общение.