(Статья подготовлена старшим преподавателем Language Link Федак Александрой)
На второй неделе курса DELTA меня внезапно осенило: с точки зрения студента процесс обучения начинается на той стадии, когда преподаватель дает студентам фидбек, в котором обсуждаются и исправляются ошибки, допущенные в ходе урока. Безусловно, еще до финального фидбека учитель прикладывает много усилий, чтобы студенты поняли тему урока. Однако именно путем проб и ошибок студент осваивает изучаемый материал. Но правильно ли исправляются ошибки? В какой момент это делать лучше всего? И, наконец, чья вообще это обязанность?
Отвечая на последний вопрос, учителя очень часто бывают категоричны: это обязанность учителя и чуть ли не его главная миссия. Да, преподаватель всегда быстрее студента понимает, что ошибка имела место; опытный учитель без труда выберет самый быстрый и лучший способ ее исправить. Тем не менее, когда ошибка исправляется самим студентом, правильный ответ запоминается гораздо лучше. Кроме того, некоторые преподаватели имеют стойкую тенденцию к безостановочной коррекции речи студентов, что является демотивирующим фактором.
Иногда сам студент или его одногруппники вступают в бой с ошибками. Полезно ли это? Несмотря на то, что самоисправление и помощь от соседа по парте может занимать много времени, преподаватель только выиграет: ученики станут более уверенными в своих силах и лучше запомнят, как говорить или писать правильно. Кроме того, они быстрее научатся видеть ошибки и контролировать свою же речь. На практике это может выглядеть следующим образом: записывайте на отдельных стикерах то, что сказали ваши ученики по ходу урока (примеры правильного и неправильного использования языка). К концу занятия развесьте стикеры по классу и попросите студентов найти предложения без ошибок, и исправить ошибки в других. И…. дайте себе отдохнуть: приходите на помощь, только когда ученики действительно без вас не справляются. Вероятно, здесь вы сделаете удивительное открытие: ребятам ваша помощь может даже не потребоваться
Нет, потребность в коррекции может возникнуть в любой момент занятия. Однако, преподавателю стоит правильно рассчитать свои силы, задав себе несколько вопросов. Во-первых, на каком занятии вы сейчас находитесь? В целях вашего урока указана лексика или грамматика или вы тренируете навыки студентов (listening, reading, writing, speaking skills)? Если это первый вариант, связана ли ошибка непосредственно с главным материалом урока? И если связана, на какой стадии урока вы обнаружили ошибку: practice for accuracy или practice for fluency? Ошибки на первой желательно исправлять немедля; ошибки на второй просто записываются и обсуждаются позднее, чтобы не прерывать студентов.
А если ошибка совсем не связана с темой урока? Стоит ли ввязываться?.. В таком случае спросите себя: это то, что мы изучали ранее или “это мы не проходили, это нам не задавали”? Ответ станет очевидным: исправляйте ошибку (или делегируйте обязанность) только в первом случае.
Как уже говорилось ранее, опытный учитель без труда выберет самый и быстрый лучший способ ее исправить. Что же делать менее опытным коллегам? Рассмотреть следующие способы и внедрить их в свои уроки:
Напоследок: ошибка всегда исправляется в доброжелательной манере. Казалось бы, это та вещь, которую даже не стоит обсуждать. Но очень часто я вижу студентов – и взрослых, и детей – кто был запуган злой училкой, вооруженной красной ручкой. Я сама думала, что уж кто-кто, а вот я точно не та злобная тетка! Ведь я даже слово “mistake” не употребляю со студентами. Всегда говорю: “Look at these sentences. There are some problems. Let’s correct them”. Но мой мир перевернул Евгений, который после урока попросил называть ошибки не “problems”, а “challenges”. А как вы называете ошибки своих студентов? 😉