(Статья подготовлена преподавателем английского языка в Language Link Надеждой Бурдюговой)
«Почему мой ребёнок не говорит по-английски?» – часто слышу подобный вопрос от родителей. И, признаться, меня это каждый раз удивляет, так как говорить дети начинают уже с первых уроков. Почему же возникает данный вопрос? Всё дело в том, что родители немного по-другому себе представляют «говорение». Многие считают, что дети буквально за пару месяцев будут говорить на уровне носителя языка. Но для дошкольника, как и для любого взрослого, начинающего изучать иностранный язык, это нереально. Процесс говорения очень сложный и формируется постепенно. Сначала ребёнок запоминает самые простые слова и называет их, потом использует их во фразах, далее фразы превращаются в предложения, и формируется более-менее связная речь. Так же, как и в родном языке. Когда объясняю это всё родителям, становится всё понятно. Ведь после первого урока практически каждый ребёнок уже может сказать «Hello» и «Goodbye/Bye». Именно с этих слов начинается увлекательный и в то же время сложный процесс. И нам, учителям английского, нужно сделать так, чтобы общение детей на иностранном языке не ограничилось этими двумя словами. Для этого нужно всего лишь дать много возможностей для практики в классе и дома.
Предлагаю несколько советов как улучшить навык говорения в английском.
Банально, но эффективно. Каждый урок я начинаю с приветствия, причём приветствую я каждого ребёнка. Так у всех есть возможность высказаться. Далее прошу детей поприветствовать друг друга. Как правило, на первых уроках помимо «Hello» дети уже знакомы с вопросом «How are you?» Поэтому приветствуем друг друга и спрашиваем, как дела. Очень хорошо здесь иметь «помощника» в виде игрушки, которая «учится» вместе с детьми. Соответственно, после диалога друг с другом ребята общаются с игрушкой. То же самое проделываем в конце урока, заменив «Hello» на «Goodbye». Если дети уже знакомы с темой «Погода», в начале урока обсуждаем погоду, обязательно подкрепляя всё сказанное картинками. А если уже и «Одежда» знакома, неплохо спросить, кто во что одет в такую погоду. Ну и не забываем про день недели. Как правило, всё вышесказанное можно практиковать с детьми 5-6 лет, они уже с этим знакомы. И так повторяем из урока в урок, чтобы довести фразы до автоматизма.
Простые фразы, иногда просто слова для классного обихода очень важны для развития навыка говорения. Поэтому используем их на каждом уроке английского, подкрепляя жестами. Так дети не только поймут, что от них хотят, но и быстрее запомнят все ваши фразы и в дальнейшем уже будут использовать их самостоятельно. Удивительно, но дошкольники запоминают абсолютно всё, что вы им говорите. И это не только «Stand up» и «Sit down», но и гораздо более сложные фразы, например, я всегда в конце урока говорю: «The lesson is over, you may be free, goodbye». Я никогда не прошу детей повторять это, но они настолько привыкают, что, когда я начинаю говорить, они вместо меня продолжают. Чем вам не говорение? Причём они используют все мои фразы не просто так, когда им захотелось. Они знают, что и в какой ситуации сказать. Мне очень нравится, когда дети говорят «Be quiet, please!», когда кто-то в группе начинает шуметь. И таких примеров очень много, поэтому classroom management – эффективное средство для развития навыка говорения.
После изучения определённой темы дети уже знают названия некоторых предметов. Поэтому называем сначала по картинкам, потом переходим к реальным предметам и называем их, можно даже потрогать. Потом попросить детей рассказать, а есть ли у них такие предметы дома. На первых порах всё ограничивается просто словом, например, «doll», «ball», «pen». Постепенно задача усложняется, и уже нужно сказать «It`s a doll», «It`s a ball». Также можно предложить детям попросить друг друга назвать предметы, и на помощь приходит вопрос «What`s this?» Вопрос для дошкольника довольно трудный, поэтому сначала ребёнок проговаривает вместе с учителем, и это нормально. Со временем в этом не будет необходимости. Затем задачу усложняем. К названию предмета добавляем цвет, и вот уже 2 полноценных предложения – «It`s a ball. It`s green».
Задаём вопросы по картинкам, опираясь на знакомый материал. Самое первое, что можно спросить, это «What/Who do you see?» И дети называют, что они видят. Важно не просто назвать предметы, а сказать полное предложение, начиная с «I see …», если это дошкольники 4-6 лет, трёхлетки могут ограничиться словом, но тут всё индивидуально. После того как назвали все знакомые предметы, считаем их и называем их цвета. В зависимости от словарного запаса детей спрашиваем, какая погода на картинке, какое время года, как одеты люди, где они находятся, что они делают. То есть по одной картинке можно повторить, как минимум 3-4 темы. Опять же, если дети уже знакомы с определёнными конструкциями, такими как «She`s wearing (a dress)», «He`s in the (kitchen)», «there is/there are», обязательно просим их называть предложения полностью. Очень часто дети просто забывают про это, называя только слова, поэтому помогаем.
Выбираем картинку на основе пройденного материала. Сначала делаем всё то же самое, что в пункте №4. Разница будет только в том, что сейчас картинка не цветная, поэтому вместо «What colour is the cat?» спрашиваем «What do you think what colour the cat is?». Ребёнок предполагает, какого цвета может быть кошка. Для этого неплохо использовать «I think». И вот уже наше предложение «It`s black» стало более распространённым «I think it’s black». Далее приступаем к самому раскрашиванию. И здесь появляется слово «colour», которое мы используем всякий раз, когда просим ребёнка раскрасить тот или иной предмет, не забывая при этом про слово «please». Можно этот момент проводить в форме игры «учитель-ученик», когда в качестве «учителя» выступает ребёнок и говорит остальным, что и каким цветом нужно раскрасить. Здесь важно менять роли, поэтому один ученик – одна фраза вполне достаточно. Таким образом, каждый побудет в роли «учителя» и будет использовать в своей речи «Colour something…». Если ребёнок уже знаком с фразой «I`m doing something», в процессе раскрашивания можно спросить «What are you doing?» – «I`m colouring» либо «Are you colouring?» – «Yes, I am/No, I am not». В зависимости от того, какой ответ хотите услышать – положительный или отрицательный, можно менять действие «Are you swimming?» и так далее. Если детки совсем маленькие или они ещё не знают таких конструкций, достаточно просто повторить «colour» и показать в действии. Помним, что правило «чем выше уровень, тем сложнее язык» распространяется и на дошкольников. Но тут я бы немного поправила – чем старше ребёнок, тем легче ему запомнить более сложные фразы. Но суть не меняется. Развивать навык говорения через картинку можно и в три года, и в пять лет.
На уроках с дошкольниками помимо раскрашивания мы много лепим из пластилина, занимаемся аппликацией, собираем паззлы. Разнообразие всех методов позволяет ввести в обращение названия многих предметов и действий. Именно слова-действия, сопровождающие творческий процесс, становятся первыми словами на английском языке, которые произносит ребёнок. Перед тем как начать процесс творчества обсуждаем с детьми, что им понадобится для этого, например, scissors, glue, plasticine, coloured paper и так далее. Затем уже в процессе проговариваем действия – cut out, roll, stick, press, fold, colour, paint. Сначала делаем это вместе с детьми, а потом каждому даём возможность назвать то, чем он занимается. После того как дети привыкнут к таким действиям и запомнят необходимые принадлежности для творчества, я знакомлю их с фразами «Please, pass the…» либо «Give me …, please» и «Here you are». И я уже не даю все принадлежности сразу, мы учимся просить то, что нужно. Например, please, pass the scissors. И только после этого ребёнок получает нужный ему предмет, услышав в ответ «Here you are». Также учимся просить не только у учителя, но и друг у друга. Часто бывает так, что у ребёнка нет карандаша нужного цвета, а у другого их 2, поэтому появляется отличная возможность сказать нужную фразу. Если работаем с учебником, обязательно проговариваем всё, что там делаем – «open your books», «join the dots», «trace», «circle». Всё это обязательно даст свои плоды, и в один прекрасный момент ребёнок выдаст всё, что он делает на уроке. Особенно часто так происходит, когда ребёнок играет наедине с собой. И потом счастливые родители с восторгом об этом рассказывают.
Для детей дошкольного возраста я использую традиционные рифмовки, которые обычно сопровождаются действиями. В действии детям намного легче запомнить материал. Выученные рифмовки мы повторяем каждый урок, многократное повторение облегчает запоминание рифмовок всем детям, что создаёт дополнительную ситуацию успеха. Повторять можно по-разному, один из вариантов – выбрать ведущего среди детей, который проведёт «зарядку», проговаривая рифмовку и выполняя необходимые действия. Такой подход очень нравится детям, поэтому запоминание происходит легко и весело, без особых усилий. Также мы учим короткие тематические стихи, которые дети с удовольствием рассказывают не только на уроках, но и на различных тематических мероприятиях.
Игровая форма является положительной мотивацией и одновременно эффективным учебным инструментом. Польза лексических игр для увеличения словарного запаса детей бесспорна. Помимо обязательного словарного минимума ребята знакомятся со вспомогательными фразами. Например, «My/your turn», «I win!», «I`m the first», «Try again!», «Miss turn», «Pass the ball». Все эти фразы ребёнок запоминает ненавязчиво и использует в речи без проблем. Чем чаще проводятся подобные игры, тем осознаннее дети будут говорить. Поэтому игры не должны проводиться время от времени. Также детям очень нравится примерять на себя разные роли, и для этого очень хорошо использовать ролевые игры. Важно подобрать роли в соответствии с интересами детей. Чаще всего у дошкольников это «учитель-ученик», «продавец-покупатель». Можно использовать игрушки, присваивая и им роли тоже. Играя, дети воспроизводят заученные слова и фразы, учатся вести диалог, понимать обращённую к ним речь.
На мой взгляд, это самый полезный пункт с точки зрения применения языка в реальной жизни. Поэтому мы учим фразы, необходимые ребёнку, и доводим их до автоматизма. Помимо того, что дети учатся просить что-то (пункт № 6), мы учимся спрашивать разрешение «May I go out? /May I come in?», просить о помощи «Help me, please», говорить о своей готовности / неготовности «I`m ready / I`m not ready», говорить и спрашивать о том, что непонятно / неизвестно «What is it?», «I don`t know», «I don`t understand». Все эти фразы пригодятся детям в реальной жизни с большей вероятностью, чем просто слово «elephant». Дети могут сказать очень много, нужно только лишь дать им «язык» и возможность. Поэтому даём возможность высказаться, используя «повседневный язык». По мере взросления фразы усложняем, добавляем новые. И каждый раз повторяем их, чтобы довести до автоматизма. Поначалу всё проговаривается вместе с учителем, не ждите, что, услышав и повторив фразу пару раз, дети тут же скажут её самостоятельно без проблем. И когда дети приходят на следующий урок и не помнят все эти фразы – это тоже нормально. Поэтому повторяем много-много раз вместе.
Также эту игру можно преобразовать и в настоящие прятки. Для этого понадобится стол, стул, большая коробка или подобие коробки. Дети играют поочерёдно парами. Посередине класса располагаем названые предметы. Выбирается первая пара игроков, в которой один водящий (тот, кто ищет) и тот, кто будет прятаться. Водящий становится таким образом, чтобы не видеть своего товарища. Тот, в свою очередь, выбирает себе место, используя предложенные предметы: в коробке, на стуле, под столом, около коробки и так далее. После чего водящий ищет, но не оборачивается: «Is Alisa in the box? Is Alisa on the chair?» и так далее. Остальные дети отвечают соответственно «Yes, she is/No, she isn’t». Игра продолжается по цепочке.
Дети очень любят различные истории, с удовольствием не только слушают, но и рассказывают их. Используем данный факт для развития говорения. Сначала рассказываем небольшую историю, возможно, это будет всего 2-3 простых предложения, например, «It`s a bear. It`s brown. The bear sleeps. It`s winter». Для дошкольников этого вполне достаточно. Главное, сопровождайте всё сказанное картинками, так детям будет проще запомнить. Потом просим одного ребёнка пересказать историю другому, второй пересказывает третьему и так далее. Конечно, не каждый ребёнок расскажет сразу все три предложения, кто-то скажет одно, кто-то 2, а кто-то вместо «bear» скажет «cat». Не это главное. Важно то, что дети говорят, и им нравится. Со временем истории будут более информативными, а после того, как дети научатся пересказывать, они смогут придумывать свои собственные истории на основе услышанного. Иногда мы ставим сказки. Лучше всего выбрать ту сказку, с которой дети хорошо знакомы на родном языке. Обязательно адаптируем язык, чтобы детям было проще, и постановка приносила удовольствие. Необязательно брать всю сказку, достаточно взять небольшой кусочек, наиболее интересный момент. Все слова сопровождаем действиями. Дети очень хорошие актёры, поэтому запоминают не только слова, но и интонацию, жесты, движения. В учебниках для дошкольников есть небольшие истории на основе изучаемой лексики. Вместо сказок можно разыгрывать их. Удобство в том, что не нужно адаптировать язык и выбирать определённую часть. Всё это уже учли авторы. Поэтому нам остаётся только разыграть.
Все вышеперечисленные приёмы основаны на моём личном опыте работы с детьми дошкольного возраста. Дети готовы к восприятию языка и могут намного больше, чем мы от них ожидаем. Поэтому не бойтесь использовать все советы на уроках, и ваши ученики будут ходить на них с удовольствием.