(Статья подготовлена старшим преподавателем Language Link Краснодар Федак Александрой)
Приближаются новогодние каникулы, и вы наверняка уже пообещали себе провести зимние деньки с пользой. А что может быть лучше, чем чтение книг для прокачки своих учительских навыков? Только чтение 5 книг одновременно! Итак, если с творчеством Джереми Хармера вы ознакомились еще на прошлых новогодних праздниках, то предлагаем вам взглянуть на наш топ-5 книг для самых крутых English teachers.
Красивое произношение – это как нестареющая классика. И хотя мир все больше стремится к глобализации и говорит нам «да главное выговаривай слова так, чтобы это было понятно», если вы будете произносить слова правильно, все вам только позавидуют. Кроме того, запрос на хорошее произношение не теряет своей актуальности и среди самих клиентов: народ требует качества речи на уровне Гермионы из Гарри Поттера. Однако, сами учителя английского порой грешат и не выполняют фонетические упражнения в должной мере. Мол, кому нужна транскрипция (aka наскальные рисунки первобытных людей) в век высоких технологий. Но помните ли вы, что изучение фонетики это не просто набор кодированных символов, но и понимание features of connected speech (да и не только это!)? Пора браться за ум и активировать свой артикуляционный аппарат! Начните с How to teach pronunciation by Gerald Kelly. Книга напомнит вам, who is who в фонетическом мире и поможет вам научить студентов преодолевать трудности, связанные с фонетикой английского языка.
Учителя английского, ввиду рутинности своей работы, порой больше сконцентрированы на том, чем отличается Present Simple от Present Continuous, чем на анализе более глобальных вещей, таких как процесс изучения иностранного языка в целом. Поэтому предлагаем вам возвыситься над бытовухой и на досуге хотя бы полистать How languages are learned by Patsy M. Lightbown & Nina Spada. Чем отличается изучение родного языка от овладения вторым? Почему первый обычно дается легко, а со вторым мы можем мучиться до конца жизни? И как же мы в итоге изучаем этот самый L2? На эти и другие вопросы ответит данная книга.
Всем в этой жизни рано и поздно потребуется хороший справочник по грамматике английского языка. Если в вашей жизни этот момент уже наступил, то устремите свой взор на Practical language usage by Michael Swan. Данный справочник имеет дело как с грамматикой, так и с вокабуляром, и дает исчерпывающие ответы на огромное количество вопросов, возникающих как и учителей английского, так и у студентов. В справочнике есть множество понятных и ясных примеров, которые могут быть использованы и на уроке английского, и в language analysis for CELTA. Must have для молодых грамматически неокрепших преподавателей. С первого взгляда вас может напугать содержание книги и ее организация, но после краткого ознакомления, вы легко поймете, что и на какой странице написано.
Еще один способ воспарить над рутиной – ознакомиться с Off the page by Craig Thaine. Кроме теории, книга предлагает учителям начать работать с привычными coursebooks в новом режиме, дополняя уроки свежими увлекательными заданиями. Данное пособие берет уже имеющиеся упражнения из часто используемых учебных пособий (Empower, Evolve, English Unlimited и другие) и предлагает свои варианты выполнения упражнений. Книга сама характеризует себя как user-friendly resource, и она ни капельки не ошибается: главы логично организованы по скилам и системам, а каждое предложенное упражнение имеет краткое описание и подробную инструкцию. После ознакомления вы явно будете воодушевлены и наконец поймете, что имел в виду автор, давая глупые, на первый взгляд, упражнения.
Когда Вам захочется немножко отдохнуть от чтения на английском и вспомнить русский язык, приобретайте книгу-инструкцию Нины Джексон «Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии» (в оригинале Of Teaching, Learning and Sherbet Lemons: A Compendium of Careful Advice for Teachers). Примерно о такой книге я мечтала в начале карьеры: автор описывает сложную ситуацию и тут же предлагает конкретные пути ее решения, не наливая при этом лишней воды. Она помогает решить не только проблемы студентов, но и помогает самому учителю пройти огонь, воду и медные трубы в контексте общеобразовательного учреждения. Так, здесь можно найти даже ответ на вопрос о том, как морально справиться с повышением по карьерной лестнице и как сообщить коллеге (по совместительству лучшей подруге), что ее уроки скучноваты. Думаю, что книга будет максимально полезна не только для молодых преподавателей английского, кто еще не нашел собственные ответы, но и для их более опытных коллег, которые занимаются наставничеством.