(Статья подготовлена преподавателем Language Link Нежальской Алиной)
Всех молодых преподавателей после окончания высшего учебного заведения ждет их первый урок, перед которым начинаются бессонные ночи. Страх овладевает каждый день все с новой и новой силой и, кажется, ноги становятся ватными. В голове возникает огромное количество вопросов, нерешенных моментов. А может, пока не поздно, бежать оттуда? А вдруг это не мое? Я не справлюсь…
Успешный первый урок – залог хорошего впечатления о вас. Учитель, не сумевший произвести правильное впечатление на первом уроке, часто вносится в список скучных и ничем не интересных людей, а значит, на его занятиях можно пошуметь или же позаниматься своими делами. Ваш самый первый урок во многом определяет вашу дальнейшую работу с классом.
Первый урок заключает в себе две части: подготовка к уроку и его проведение. Давайте разберемся с каждой частью отдельно.
Да, да и еще раз, да ! Этот пункт является одним из основных, ведь все ученики оценивают внешний вид учителя с головы до ног в самые первые минуты урока.
Если вы придете на ваш первый урок в грязной обуви, помятом костюме и с непонятной прической на голове – будьте уверены, дети придумают вам прозвище, а взрослые задумаются, так ли компетентен их преподаватель.
Чтобы избежать негативного отзыва, на свой первый урок я надела аккуратный и удобный костюм. Именно «удобный» здесь ключевое слово, ведь в этот напряженный день нужно чувствовать себя хорошо и удобная одежда будет кстати. Аккуратная прическа на чистых волосах, чистая обувь, стильный необычный аксессуар – вы готовы!
Знание своего предмета также является одной из причин, располагающих к себе учащихся.
Никогда не отвечайте на дополнительные вопросы «Я этого не знаю», «Это не касается моего предмета», так вы быстро подорвете свой авторитет. Если весь первый урок вы будете постоянно сверяться с книгой для учителя и зачитывать из нее ответы и правила, это тоже не поспособствует созданию правильного образа.
Ученики с уважением относятся к тем, кто знает свой предмет и даже немножко больше, кто может ответить на дополнительные вопросы. Все студенты отдают предпочтение преподавателям с широким кругозором и дополняющим учебный материал различными интересными фактами. Не знаете ответа на каверзный вопрос? Не беда! Предложите ученикам вместе посмотреть незнакомое слово в словаре или пообещайте ответить на следующем уроке. Главное – обязательно сдержите обещание.
Как начинающему, так и опытному преподавателю всегда необходим план-конспект урока.
Если у вас не будет готов план, то вы не сможете четко провести урок, так как будете сбиваться, теряться и забывать, что идет дальше. Не нужно полагаться на свою память и пытаться продумать в голове план действий, этого мало.
Все, что от вас потребуется – четкий план-конспект урока. При подготовке плана стоит учитывать цель занятия, стадии урока, приблизительное количество времени на выполнение или объяснение того, или иного задания. Можно даже прописать свои инструкции и вопросы, если очень нервничаете. Плюс, вам понадобятся несколько игровых элементов или же запасных заданий, если не рассчитаете время.
Если преподаватель не владеет своим голосом, говорит тихо, невнятно, слишком быстро и постоянно сбивается, то будет очень сложно объяснить материал так, чтобы вас все поняли.
Контролируйте свою речь. Управляйте своим голосом – повышайте его или понижайте там, где следует. Выдерживайте паузы – это поможет привлечь внимание к важным моментам урока, а также установить дисциплину. Кричать для привлечения внимания не стоит, уже много раз доказано, что мы внимательнее слушаем тех, кто говорит спокойно и уверенно.
И вот вы уже привели себя в порядок, чувствуете себя уверенно, подготовили и отрепетировали план урока, потренировались со своей речью и… Что же дальше? На что обратить внимание? А дальше мы рассмотрим, конечно же, сам урок.
Ваше первое появление в классе – это очень важный момент, когда вы производите то самое первое впечатление.
Если вы опоздаете, как стрела ворветесь в класс, первое впечатление может быть не самым приятным. Не очень доверительное отношение вы можете получить и если придете со страхом в глазах, ссутулившись, чтобы лишний раз не привлечь к себе внимания, или же со строгим выражением лица, чтобы студенты сразу поняли, кто тут главный.
Стоп панике! Как же появиться так, чтобы завоевать доверие? Во-первых, никаких опозданий. Придите чуть заранее, это поможет вам настроиться на урок, еще раз проверить, на месте ли все необходимое, а может, даже немного поболтать со студентами. Во-вторых, будьте уверены в себе. Это вы – источник знаний и без вашей помощи ученикам не обойтись. А еще помните о дружелюбной улыбке, так вам точно удастся расположить к себе студентов.
Не следует при знакомстве с новой группой запугивать учеников, подавляя их всезнайством и авторитетом. Таким образом, вы точно никогда не завоюете их внимание и интерес. Также не следует знакомить учеников с подробностями своей личной жизни – достаточно будет некоторой поверхностной информации.
При знакомстве с новыми учениками следует представиться, а может даже сыграть в игру на знакомство и рассказать несколько интересных фактов о себе, чтобы разрядить обстановку. Также расскажите о том, что ожидает учеников в течение года, обращая внимание на организационные моменты: оценки или их отсутствие, правила дисциплины, домашнее задание.
Все стадии урока должны быть связаны между собой. Не прыгайте по страницам учебника и разномастным заданиям. Также, во время урока и детям, и взрослым необходим отдых. Спланируйте смену деятельности заранее, чтобы у студентов не осталось впечатления, что они все занятие не отрывали глаз от учебника.
Подготовьте интересный урок, найдите свою «фишку», которая будет привлекать внимание учеников. Во время урока делайте паузы, для этого подготовьте полезные факты, истории или проведите легкую игру.
Естественно, после каждого урока следует оценивание знаний ученика, но к такому моменту нужно подходить аккуратно.
Никогда не критикуйте студента.
«Сегодня не очень, потому что ты…, ты не…, ты так и не понял….». Такое не понравится ни детям, ни взрослым. Также воздержитесь от исправления всех-всех ошибок, это демотивирует.
Когда даете обратную связь, попробуйте стратегию “feedback sandwich”. Сначала похвалите ученика, потом вместе с ним проработайте проблемные моменты. В конце обязательно похвалите еще раз. Исправляя ошибки, сфокусируйтесь только на тех, которые связаны с темой занятия.
Не кричите домашнее задание вслед студентам. Удостоверьтесь, что все его записали и поняли, как выполнять.
Дайте задание за 5-10 до конца урока. Обязательно оставьте время на вопросы: после первого занятия они точно будут у студентов, и лучше не отвечать на бегу.
Надеюсь, что мои советы помогут вам в подготовке к первому уроку. Главное – не бояться. Когда вы сами преподаете любимый предмет с азартом, с приведением каких-либо интересных фактов, стараетесь разнообразить материал, придумываете необычные задания – ваши ученики тоже «заразятся» вашим оптимизмом и любовью. И запомните ТРИ основных правила: НЕТ неуверенности, НЕТ скуке, НЕТ тусклым впечатлениям. Доверяйте своим ученикам и покажите, что можно доверять и вам. Сделайте все зависящее от вас, чтобы уроки с вами студенты запоминали на долгое время.