(Статья подготовлена преподавателем Language Link Нежальской Алиной)
Обучение, как и преподавание – увлекательный процесс. Молодые учителя с нетерпением ждут начала карьеры и с трепетом готовятся к первому уроку, чтобы поделиться знаниями со своими замечательными учениками. Они порхают в своем классе, представляют, когда ученики заполнят это пространство, будут звучать правильные ответы и царить дружеская атмосфера. Однако есть проблемы, с которыми сталкивается каждый преподаватель, и они вносят свои коррективы в эту прекрасную идиллию. А что же это за проблемы сегодня рассмотрим в нашей статье.
Молодость учителя имеет как свои преимущества, так и недостатки. Хорошо, когда вы только что окончили ВУЗ и пришли работать — дети сразу принимают вас за «своего» и доверяют все секреты. Так легче влиться в свой поток и расположить к себе юных учеников. Но есть одно но. Часто, принимая вас за «своего», они не видят границ. Разница в возрасте небольшая, да и почему вообще они должны вас слушать? Вот тогда-то и начинаются все проблемы. Что же делать в такой ситуации? Для начала следует создать правильное первое впечатление о себе. Вы можете быть дружелюбны и отзывчивы, но не забывайте о границах. А еще вам сыграет на руку отличное знание своего предмета.
Весь объем информации, который необходимо довести до учеников вызывает страх. У меня всего лишь 45 минут, а если я не успею, а как подготовиться, а как сделать так, чтобы было доступно и интересно и еще куча мыслей в голове, а время урока все приближается. Как справиться? Готовьте план урока заранее и примерно рассчитывайте время на каждую стадию. Также полезно иметь пару-тройку дополнительных заданий, если вдруг останется свободное время. Со временем данный опыт подготовки принесет уверенность.
Почему меня никто не слушает? Ведь урок подготовлен, дополнительный материал найден, интересные факты подобраны… А может дело вовсе не в материале, а в его подаче? Да, бывают и такие проблемы. Дрожащий голос, взгляд в пол или же в свой план, объяснение, когда вы находитесь спиной к ученикам, протяжное эээээ и ммммм – все это может испортить подачу урока. Как быть? Нужно тренировать и развивать в себе ораторские качества. Запишите себя на видео, проанализируйте, подумайте, что можно улучшить. Ответьте себе на вопросы: достаточно ли четкая, выразительная и эмоциональная речь? Не слишком быстро/медленно ли я говорю? Достаточно ли мимики и жестов или же чересчур много?
Когда приходит молодой специалист, он стремится быть лучшим во всем. А как такое возможно, что преподаватель не знает чего-то и вообще может допустить ошибку? Чтобы не упасть в глазах студентов, преподаватель начинает выкручиваться, оправдываться. И со стороны это, поверьте, выглядит не очень. Покажите своим ученикам, что вы тоже живой человек, который может ошибаться и который сталкивается с трудностями. Это нормально. Признавая свою неидеальность, вы учите детей простому: человеческому пониманию.
Когда преподавательского опыта еще не так много, легко пойти на поводу у стереотипов. Диктанты на двойных листочках по предварительно вызубренным словам, поднятая рука перед тем, как ответить, перевод текстов и непременное чтение вслух. Так ведь и было в школе, а значит, так правильно? Не позволяйте стереотипам превратить ваши уроки в скучное или тревожное для учеников мероприятие. Читайте современные книги по методике, ходите на вебинары и конференции, общайтесь с более опытными коллегами. Мир преподавания английского намного шире, чем нам кажется.