(Статья подготовлена преподавателем Language Link Бурдюговой Надеждой)
Обучение иностранным языкам – занятие увлекательное и вместе с тем очень ответственное. Важную роль при обучении любому иностранному языку играет использование игр и игровых заданий на уроках. Игра развивает мыслительную деятельность учащихся, именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, расширяют свой кругозор. Игра – это всегда эмоции. Где есть эмоции – там есть воображение, внимание, активность, интерес, мышление. Любая игра помогает не только снять усталость, но и сформировать и усовершенствовать практические навыки языка.
В зависимости от целей обучения все игры можно разделить на несколько категорий:
Чтение – довольно сложный аспект, а там, где сложно, часто бывает скучно. Поэтому, чтобы учиться читать было нескучно, я использую следующие игры:
На отдельном листе А4 пишем одну букву слова. Например, слово «cat», на одном листе пишем «c», на следующем «a» и на последнем «t». Раскладываем на полу в виде дорожки. Дети играют по очереди. Первый участник выходит, называет сначала один звук, затем через него перепрыгивает, потом второй звук – снова прыжок, третий звук – прыжок. Между листами должно быть небольшое расстояние, чтобы было куда прыгать. Затем ученик возвращается на начало дорожки, уже называет слово целиком и перепрыгивает через все три звука. Здесь можно расстояние между листами уменьшить. Если всё сделано верно, ребёнок получает 1 балл. Дальше выходит следующий. Игра продолжается. Слова должны быть разные. Следовательно, меняем их после каждого участника.
Пишем слова на листах А4 (один лист – одно слово). Раскладываем на полу. Лучше их чем-то прикрепить к полу, чтобы не скользили. Дети играют по очереди. Говорим каждому ребёнку с какой гласной ему необходимо читать слова. Например, найти и прочитать слова с гласной «a» в середине. Ребёнок находит первое слово, читает его, например, «cat», прыгает на него, дальше находит следующее, читает, прыгает и так далее, пока не прочитает все слова с нужной ему гласной. Остальные в это время внимательно следят и исправляют, если ребёнок неверно прочитал. Потом выходит следующий участник и читает свои слова.
Выкладываем дорожку из слов. Вызываем двух участников. Дети играют в парах. При помощи считалки выбираем, кто начнёт игру (у меня это аналог русской игры «Камень, ножницы, бумага» – «Rock, scissors, paper»). Победивший в считалке становится с одной стороны дорожки, он начинает первым, проигравший – с другой стороны, он будет вторым. Далее первый игрок читает своё слово на карточке и перепрыгивает через него. Потом очередь второго. Он со своей стороны читает своё слово и перепрыгивает. Когда дойдут до середины, снова по считалке выбирают, кто продолжит игру. Победивший продолжает, также читает и перепрыгивает до конца, а проигравший возвращается на место. Потом выходит следующая пара участников.
Эта игра чем-то напоминает «морской бой». Два игрока рисуют план комнаты. Мебель и ее количество оговариваются заранее. Участники должны отгадать ее расположение задавая соответствующие вопросы. Например, «Is there a wardrobe in the right lower corner?» . Побеждает тот, кто быстрее своего оппонента заполнит комнату соответствующими предметами мебели.
Для этой игры кроме листов со словами понадобится кубик. Лучше если он будет большой и мягкий. Раскладываем шесть листов со словами. На каждом пишем цифру (1, 2, 3 и так далее). Всего цифр шесть, как и у кубика. Дети становятся напротив листов в линию. Ученик, которому не хватило листа, бросает кубик. Говорит цифру, которая выпала. Ребёнок, который стоит напротив листа с названной цифрой, читает слово, перепрыгивает и становится вместо ведущего. А ведущий занимает место предыдущего игрока. Если детей мало, кубик может бросать учитель.
Аналог игры «Классики». В таком же порядке раскладываем листы со словами. И далее по очереди дети прыгают и читают слова.
Раскладываем листы со словами в 2 линии. Играют по 2 человека одновременно. Игра носит соревновательный характер. Одна линия для одного игрока, вторая – для второго. Задача – правильно прочитать все слова и дойти до конца своей дорожки. Можно прочитанное слово перепрыгивать, можно просто перешагнуть, выбираете, что нравится вам и вашим ученикам.
Развешиваем слова в классе (они могут быть небольшими). На доске вешаем гласные буквы. Задача детей – найти и повесить все слова в нужную группу (слова с «a» вешаем в столбик под «a» и так далее). Затем по очереди дети читают. Можно провести эту игру в виде соревнования. Разделить детей на команды или пары, и каждая ищет слова со своей гласной. Заранее распределить, кому какая.
Наряду с играми для обучения чтению я использую игры на spelling или орфографические игры. Ведь нужно не только уметь читать, но и писать правильно. Ниже игры для правописания.
Так как мы начинаем с CVC words, то пропущенная буква чаще всего – гласная в середине. Именно на это делаем упор. Все слова с пропущенными буквами можно также развесить в классе, разделить детей на пары и попросить вписать нужную букву. Можно рядом со словом повесить соответствующую картинку, чтобы детям было легче. Если вы точно знаете, что дети справятся без картинки, вешайте просто слова. После того как ребята вписали буквы, они меняются местами и проверяют друг друга. Потом по очереди читают слова.
Делим детей на команды. Они по очереди пишут слова на доске (можно по одной букве. Первый игрок из команды пишет первую букву, второй – вторую и так далее). Потом друг друга проверяют и считают баллы.
Берём любую раскраску. Желательно, чтобы детали рисунка были крупные. Дети прописывают слово столько раз, сколько поместится в контур. Можно писать разноцветными ручками, карандашами, фломастерами.
Начинаем с первой буквы. В каждом ряду добавляем по одной пока не получится слово. Тоже можно сделать в виде соревнования. Выглядит это таким образом:
Разрезаем слова на части, развешиваем их в классе. Дети ищут и собирают слова. Можно вместо бумаги использовать конструктор. На каждую деталь конструктора наклеиваем часть слова. Дети соединяют их вместе, затем читают слова.
Разрезаем слова на части, развешиваем их в классе. Дети ищут и собирают слова. Можно вместо бумаги использовать конструктор. На каждую деталь конструктора наклеиваем часть слова. Дети соединяют их вместе, затем читают слова.
Берём слово как можно длиннее. Делим учеников на команды. За определённое время участники придумывают как можно больше слов из данного. Можно немного изменить задание. И тогда ребята придумывают своё слово на каждую букву исходного и записывают их. Например: elephant (e – egg, l – lion, e – elbow, p – pet, h – horse, a – ant, n – nurse, t – tiger). Учитывается правильность написания, если слово записано неверно, ответ не засчитывается.
Игра похожа на русскую игру в слова. Один игрок называет слово, второй называет своё на последнюю букву предыдущего слова. Здесь важно называть именно на последнюю букву, а не на звук. Поэтому такую игру лучше использовать с детьми постарше. Если играете с малышами, то тут должны быть только CVC words.
Игра хороша тем, что подходит для любого уровня и возраста. Она позволяет потренировать лексику (а можно и грамматику, смотря какая у вас цель) и помогает немного размяться. Это очень важно, так как сидеть всё время неподвижно детям очень тяжело. Итак, суть игры заключается в следующем. Берём слова, которые хотим повторить. Пишем их определения на листе бумаги. Разрезаем на полоски, но не дорезаем до конца, чтобы можно было легко повесить на стену либо на дверь. Делим учащихся на пары. Для каждой пары – один набор определений. Только один участник из пары может подбежать и взять definition. Второй ждёт его на своём месте. Как только первый возвращается, они вместе читают определение и на обратной стороне пишут соответствующее слово. Затем показывают учителю. Если всё верно, второй участник пары бежит за следующим определением. Если неверно, пробуют снова, пока не напишут правильное. И так далее, пока не напишут все слова. Необходимо всё делать не только быстро, но и правильно. Кто быстрее и правильнее справится с заданием – побеждает. Для маленьких детей вместо definitions можно написать слова на русском, а они должны записать их на английском. Либо написать на английском, а они рисуют соответствующую картинку. Также можно использовать эту игру и для тренировки грамматики. Вместо определений пишем предложения в зависимости от того, что хотим повторить. Либо это порядок слов, тогда на полосках пишем просто набор слов, а учащиеся пишут правильное предложение. Либо ответы на вопросы. Соответственно они пишут ответ на заданный вопрос. Либо, наоборот, вы пишете ответ, дети к нему задают вопрос. Вариантов много. Подобрать можно любой, опираясь на вашу цель.
И ещё один вариант как интересно можно провести уроки повторения. Я провожу такие уроки, в основном, в конце учебного года, но можно делать и после прохождения одной-двух тем. Повторение строится по принципу всем известной игры «Путешествие по станциям». У меня это «Поиск сокровищ». Я заранее определяю, где будут находиться «станции» (поэтому такие уроки проходят за пределами класса). Вешаю название каждой – оно, как правило, совпадает с названием темы, которую будем повторять, например: «станция Food and drinks», «станция Clothes» и так далее. Оставляю необходимый реквизит. Далее в начале урока даю детям маршрутный лист. В нём указано, в каком порядке необходимо посетить «станции». Можно это сделать в виде загадок, чтобы ребята подумали, куда им предстоит отправиться. Затем они приходят и выполняют задание. Здесь можно взять абсолютно любые игры и повторить именно тот материал, который представлен в данном месте. Главное, чтобы задания не повторялись. И так как игра называется «Поиск сокровищ», после завершения вручаем «сокровища». Это может быть сладкий приз, грамота, диплом – любая награда на ваше усмотрение. Урок в таком формате позволяет быстро и увлекательно повторить пройденный материал и служит логическим завершением учебного года.
Использование игр на уроках – это не только весело, но, прежде всего, очень полезно. В процессе игры решаются важные обучающие задачи. Кроме того, игра помогает быстро и прочно запомнить материал. Она увлекает даже самых пассивных и стеснительных учеников, они не боятся проявить себя в привычной и интересной форме.