Творческое или креативное мышление – это вид мышления, который направлен на создание или открытие чего-то нового. Одни люди от природы более креативны, другие менее, но это качество можно развивать. Для этого на уроках используются творческие задания. Они интересны и вызывают положительные эмоции как у учителей, так и у учеников. Они повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка. Кроме того, выполняя творческие задания, студенты учатся использовать язык в живом общении, за пределами класса. Творческие задания доступны каждому ученику, они посильны даже тем, чей уровень языка невысок.
Заданий на развитие творческого мышления много. Вот некоторые из них.
Берём любой предмет, например, прищепку. И предлагаем ученикам придумать как можно больше способов её использования помимо прямого предназначения. Естественно, рассказывают они об этом по-английски.
Можно дать ученикам небольшой рассказ, к которому они придумывают заголовок. А можно дать картинку и попросить сделать то же самое. С картинкой будет посложнее, но тем интереснее. В конце можно выбрать самый смешной, самый странный, самый злой, самый милый заголовок.
Даём половину фотографии, ученики пробуют догадаться, что изображено на второй половине, объясняя свой выбор. Задание можно выполнять в парах или небольших группах.
Снова понадобятся фотографии. Чем больше людей будет изображено, тем лучше. Ученикам нужно представить о чём говорят люди на фотографии, их мысли, чувства, прошлое или будущее, как они провели свой день и так далее. Чтобы немного облегчить задачу, можно задавать наводящие вопросы, но, если ученики сильные, можно обойтись и без этого.
Делим класс на 2 команды. Даём простую картинку. Одна команда задаёт вопросы по картинке, вторая на них отвечает. Без фантазии здесь не обойтись.
Ученики работают в парах. Каждый обсуждает свою тему. Но при этом они должны общаться между собой как можно дольше. Темы выбираются в зависимости от возраста и уровня учащихся.
Учащимся предлагаются различные нелепые ситуации. Их задача – объяснить, почему так произошло. Например, “Somebody saw you painting flowers in the flowerbed. Why did you do that?” Придётся сильно постараться, чтобы объяснить такое действие.
Чем необычнее герои, тем интереснее. Ученики могут придумывать свои реплики для своего персонажа.
Данное задание больше походит подросткам и взрослым студентам с высоким уровнем. Показываем несколько знаменитых картин и предлагаем учащимся представить, что они находятся внутри них. Они описывают, где именно они находятся, что видят вокруг себя, одни они там или рядом с ними кто-то есть. Также можно рассказать, какая там погода, какие чувства они испытывают, находясь там, и почему. Такое задание поможет расслабиться в середине урока либо же его можно использовать в качестве разминки.
Несмотря на то, что парная работа очень широко используется на уроках, работа друг с другом может надоесть. Поэтому можно предложить провести интервью с известной личностью (актёры, певцы, музыканты, спортсмены), для этого даём их фото. Можно также предложить картины-портреты, ученики выбирают себе «собеседника» и задают ему вопросы. Затем придумывают на них ответы от лица человека на картине.
Предлагаем ученикам изобразить то, что они чувствуют в данный момент, затем рассказать о своём рисунке.
Каждый участник должен принести с собой две картинки (фото, картины известных художников и другое). Ученики работают в парах. Одну картинку ученик описывает самостоятельно, а про вторую его собеседник задаёт вопросы, и первый ученик на них отвечает. Потом наступает очередь второго участника беседы.
Ученики составляют коллаж о себе, о своей жизни. Необходимо включить сюда как можно больше сфер своей жизни – увлечения, семья, любимая еда, животные, свои мечты и цели. Учащиеся творчески оформляют коллаж – рисуют, клеят картинки и так далее. Затем представляют коллаж всем остальным и рассказывают о себе.
Учащиеся закрывают глаза, включаем красивую мелодию без слов. Учащиеся слушают и представляют, где они находятся, что они чувствуют и так далее. Затем открывают глаза и рассказывают о том, что они увидели.
Данное задание снова связано с картинами. Только на этот раз ученикам нужно их раскритиковать и объяснить, почему они так думают.
Творческими могут быть задания не только на развитие навыка говорения. Вот несколько идей для креативного письма:
Выбираем сцену из фильма, в которой нет диалогов, а только музыка. Учащиеся работают в небольших группах. Им необходимо описать, что происходит в данном отрывке. Затем группы сравнивают свои варианты, и только после этого показываем, что в действительности происходило в фильме. Чья команда была ближе к истине, та и выигрывает. Чтобы немного облегчить задание, можно сказать жанр фильма, дать ключевые слова.
Показываем фотографию пяти (или более) подозреваемых и вешаем на доску. Каждый учащийся выбирает своего и пишет про него рассказ. Необходимо описать его внешность, рассказать о его увлечениях, работе и других сферах деятельности. Затем учащиеся обмениваются своими работами и находят подозреваемого.
Находим картинки с разными ситуациями. Чем необычнее, тем лучше. Задача учащихся – описать свой день в стиле личного дневника. События на картинке они описывают так, как будто это произошло с ними на самом деле. Кроме того, необходимо также объяснить такую необычную ситуацию.
Распределяем учеников на группы. Каждой даём две картинки, которые относятся к одной истории. У каждой группы картинки разные. Ученики внимательно смотрят и запоминают, что изображено на их картинках. Затем меняем группы. Необходимо сформировать группы так, чтобы туда попали участники предыдущих. Задача участников – рассказать, что произошло на картинках, восстановить последовательность событий, а затем записать всю историю. После этого команды сравнивают варианты своих историй.
Зачитываем учащимся начало истории. Затем подбираем две мелодии. Они должны быть абсолютно разными. Делим учеников на две группы, каждой даём свою мелодию (можно выбрать с помощью жеребьёвки), включаем мелодии по очереди для всех учеников. Ученики должны закончить историю в соответствии с той музыкой, которая выпала именно им, и написать её.
Используя предложенные задания на уроке, можно не только развить творческое мышление, но и повысить качество и эффективность работы, а также сделать любой урок увлекательным и интересным.