Карьера в преподавании может начаться по-разному. Где-то вас обеспечат методической поддержкой и литературой, где-то проведут вводный курс, ну а в каких-то случаях придется разбираться самостоятельно. В этой статье мы собрали 7 советов начинающему преподавателю, которые будут полезными независимо от условий, в которых начинается ваше педагогическое путешествие.
Мало что может быть полезнее для начинающего преподавателя, чем просмотр уроков более опытных коллег. Если вы работаете в школе или языковом центре, попросите разрешения поприсутствовать на таких уроках. Совсем хорошо, если это будут разные возрастные группы и уровни. По мере просмотра записывайте вопросы: они могут касаться организационных моментов (classroom management), каких-либо интересных заданий, стадий урока или способов исправления ошибок. Если ваша карьера стартует во фриланс-формате, поищите записи уроков в интернете. В этом случае вопросы задать вероятнее всего не удастся, но наверняка вы отметите что-то, что захотите использовать на своих занятиях.
Независимо от опыта работы, многие преподаватели боятся показать свой урок и получить обратную связь. Но это важно и нужно. Приглашайте коллег на свои уроки. Если там, где вы работаете, есть методист, то даже приглашать не придется. Не нужно думать, что фидбек – это только негатив и критика: в абсолютном большинстве случаев ваши занятия найдется за что похвалить. Кроме этого, вы получите рекомендации, как сделать уроки еще лучше. Воспринимайте такие визиты как возможность для роста. Если приглашать кого-то совсем страшно, попробуйте для начала записать урок и посмотреть его самостоятельно.
Этот совет может показаться очевидным, однако на самом деле польза книг для учителя для преподавателя-новичка огромна. Это не просто сборник тестов к учебнику и ответов к заданиям. В большинстве таких книг вы найдете полноценную структуру урока: стадии, переходы, тайминг, дополнительные задания и материалы. Во многих книгах для учителя есть даже секции с методическими советами. Там можно прочитать о том, как правильно распределять студентов для работы в группах и парах, узнать, что такое ICQs и CCQs, и обнаружить новые способы презентации грамматики и лексики.
Планирование урока позволяет чувствовать уверенность и новичкам, и тем, кто в профессии уже давно. Однако в начале карьерного пути записывать основные стадии занятия и что на них происходит особенно полезно. Это поможет вам понимать структуру урока и быть готовым к любым неожиданностям. А еще — максимально эффективно использовать материал учебника. Наверняка вы слышали об историях, когда за урок ‘прошли’ 4 разворота, потому что студенты сделали все задания, а преподаватель просто решил идти дальше. Чтобы не оказаться в такой ситуации, можно посмотреть в интернете примеры планов по запросу ‘CELTA lesson plan’ или почитать главу ‘Planning lessons and courses’ из книги Джима Скривенера ‘Learning Teaching’.
Когда я только начинала преподавать, на занятии ко мне обратился ученик, мальчик лет восьми. ‘А как будет по-английски утконос?’ — его глаза горели от любопытства. Конечно, этого я не знала. Однако страх признаться был так силен, что я выдумала какое-то несуществующее слово — все равно ведь не запомнит. Стоит ли говорить, что мальчик не только запомнил, но и пришел на следующее занятие с обличительным ‘А вот и не так, а вот и platypus!!!’. Lesson learned: с тех пор я запомнила, что преподаватель английского не обязан знать все на свете. Иногда можно предложить студентам поискать незнакомое слово вместе, или сказать, что вы уточните ответ на вопрос и расскажете на следующем занятии. Такая стратегия поспособствует укреплению доверия значительно лучше, чем попытки ‘сохранить лицо’. Только не забудьте действительно уточнить и рассказать.
Когда начинаешь преподавать, многое может показаться монотонным и повторяющимся. Повторяющаяся структура урока, одни и те же учебники, те же самые задания. Чтобы избежать рутины, разрешите себе экспериментировать. Если преподаете онлайн, освойте новые инструменты. Для урока в классе найдите новую игру для отработки лексики. Поменяйте начало урока (lead-in), если чувствуете, что все время начинаете с дискуссии или с просмотра видео. Такие небольшие изменения не только позволят вам развиваться в профессии, но и поддержат интерес и мотивацию у учеников.
Принцип ‘learning by doing’ работает с преподавателями так же хорошо, как и с учениками. Не бойтесь преподавать в разных ситуациях. Кто-то говорит, что учить начинающих студентов очень сложно, кто-то боится высоких уровней как огня. А еще есть уйма неизвестных экзаменов, учебников и программ. Чем быстрее вы, крепко зажмурившись на секунду, зайдете в класс со студентами нулевого уровня, тем быстрее вы научитесь с ними работать. А значит, ваш профессионализм и опыт значительно вырастут. Особенно много возможностей попробовать разное могут предложить языковые центры. Don’t miss the chance!
Ну и последнее — не теряйте оптимизма и улыбайтесь. И пусть ваше преподавательское путешествие будет увлекательным! Happy teaching!