(Статья подготовлена преподавателем Language Link Новочеркасск Бурдюговой Надеждой)
В настоящее время очень часто мы слышим, что дети не хотят учиться, обленились, им ничего не интересно, и делать они тоже ничего не хотят. С одной стороны, с этим нельзя не согласиться, так как, современных детей и правда трудно чем-то удивить, иногда кроме гаджетов их ничего не интересует. А с другой стороны, есть повод для размышления. А почему так происходит? Может, потому что слишком сложно? Или непонятно? Или однообразно? Если дело в этом, то можно всё исправить – сложное сделать лёгким, непонятное – понятным, внести немного разнообразия, и вот, ваши ученики уже не спят на уроках английского, а с удовольствием участвуют в процессе. Предлагаю несколько способов как «оживить» уроки английского
Да-да, именно ваша улыбка вызовет ответную улыбку учеников, и они уже не будут смотреть на экран телефона, а всё внимание будет на вас. Добавьте эмоции, когда что-то рассказываете, и дети с интересом будут вас слушать. Ведь если учитель сидит за столом, уткнувшись в книжку, и монотонно что-то бубнит, это вряд ли вызовет интерес. Дети будут всё время смотреть на часы в ожидании конца урока и заниматься своими делами. А если ваш рассказ будет ярким, эмоциональным, то урок заиграет новыми красками, вместо скучного монолога возникнет диалог, и все включатся в работу. Также дети с восторгом относятся к учителю, который умеет пошутить и посмеяться. Они видят перед собой живого человека, а не робота с указкой.
Разнообразить урок английского помогут шутки и истории из личного опыта. Дети очень любят такие истории. Во-первых, урок становится интереснее, так как появляется возможность оторваться от учебника. А во-вторых, на практических историях гораздо легче воспринимается и запоминается материал. Ведь вы можете миллион раз объяснять какое-то правило, например: образование и употребление Past Simple и Past Continuous, делать однообразные упражнения, рисовать многочисленные схемы, и ученики этого не поймут и не запомнят. А можно один раз рассказать о том, как вчера вы собрались испечь торт, и пока вы искали для него форму, ваш кот съел сметану. И так далее. И, поверьте, несчастные Past Simple и Past Continuous уже не будут вызывать у детей ужас, а будут ассоциироваться с вашей историей. Ученики быстро поймут разницу этих времён в английском языке. И это касается не только этих двух времён и грамматики в целом. То же самое касается и лексики в английском. Когда мы используем изучаемые слова в контексте, их гораздо легче запомнить, чем когда это просто непонятный обезличенный список. Более того, этот способ растопит лёд между учителем английского языка и учениками. Если учитель рассказывает свои жизненные истории, значит, он доверяет детям, а они, в свою очередь, начинают доверять ему. И урок английского идёт уже совсем по-другому, становится «живым».
Все мы привыкли к тому, что повторение – мать учения. Возможно так и есть, но если постоянно делать одно и то же, вряд ли ваш урок кого-либо заинтересует. Он станет предсказуемым, все действия будут известны на 5 шагов вперёд. Это быстро надоест ученикам, и они потеряют интерес не только к урокам, но и к вам, так как вас будут воспринимать как человека скучного. Поэтому постарайтесь на каждом уроке использовать что-то новое, чего точно не ожидают ваши подопечные. Например, если для отработки грамматики вы привыкли раскрывать скобочки в учебнике и делаете так на каждом уроке, то попробуйте изменить принцип выполнения такого задания. Пусть это будут те же «скобочки» из учебника, но сделайте их в форме квеста, например. Возьмите необходимые предложения из учебника, спрячьте в классе/школе, а ученикам дайте подсказки, где их искать, например: «It`s in a place where you keep your books». Ученикам нужно по описанию понять, что это за место, найти предложение (у каждого оно своё так же, как и подсказка), раскрыть привычные скобочки, а потом ещё с товарищем поменяться и друг друга проверить. Кстати, подобному вы можете научиться на наших ОНЛАЙН курсах для преподавателей английского CELT-P/S. Такого ученики точно не будут ожидать, а потому с удовольствием выполнят задание и даже не заметят, что это были ненавистные «скобочки». Кроме того, помимо грамматики вспомнят предлоги места, название мебели и так далее. Если вы всё время проверяете домашнее задание сами, то, чтобы добавить новизны, пусть дети сами его друг у друга проверят, а вы только лишь поможете с ответами. Это же касается и самого домашнего задания. Если оно всегда в учебнике или рабочей тетради, дайте им творческое задание, и шансов, что точно все его выполнят, становится больше. То есть даже если взять привычное детям задание, немного изменить его, и уже оно становится новым. Если вы всё время начинаете урок с повторения пройденного материала, то сегодня возьмите и начните его с новой темы, а повторение оставьте на потом. При таком подходе ученикам точно некогда будет скучать, так как они не будут знать, что же сегодня вам пришло в голову, и чего от вас ожидать.
Это своего рода ключ к успеху. Даже самые усидчивые ученики к концу урока устают и начинают ёрзать на стульях, думая лишь о том, когда же это всё закончится. Поэтому используйте разнообразные типы активностей, чередуйте их, а также их длительность. Например, сначала можно почитать текст и выполнить к нему задание. Как правило, заданий к тексту несколько, поэтому уже на этом этапе вносим разнообразие. Одно задание дети могут выполнить самостоятельно, второе пусть сделают вместе с товарищем, а третье сделайте в виде соревнования, разделив учеников на команды. Так, работая с одним аспектом, мы несколько раз поменяли вид деятельности. Затем можно устроить дебаты по прочитанному и потренировать разговорную речь. После чтения можно перейти к грамматике английского языка, например. И чтобы ученики не сидели за партой, выполняя очередное задание, можно сделать его активным, так они не только грамматику потренируют, но и походят, отдохнут (пример в пункте 3). Любое задание из учебника можно превратить в игру – подвижную или нет – зависит от ваших целей. Главное, делайте так, чтобы было чередование – почитали – походили – написали – поговорили и так далее. Обратите внимание, под словом «походили» я имею в виду, что ученики не просто ходят по классу, а ходят, выполняя задание. Так урок пройдёт незаметно, дети не будут всё время «прикованы» к стульям и меньше устанут.
При изучении какой-либо темы мы часто используем картинки, всевозможные карточки и игрушки. Это очень хорошо, так как наглядность помогает лучше запомнить лексический материал в английском языке. Но если вместо этого принести, например, настоящие овощи и фрукты при изучении темы «Еда», то такой урок ваши ученики не забудут никогда. В этом и заключается использование realia в классе – реальных предметов, которые дети могут потрогать, почувствовать, понюхать, попробовать на вкус. Такие уроки будут очень эффективными. Как же включить realia в урок? Предлагаю несколько вариантов.
Использование realia иногда требует большой подготовки, но это определённо стоит того. Такой урок по определению становится «живым» и не оставит никого равнодушным. Кроме того, использование realia создаёт необходимую перемену в классе, позволяет оторваться от типичных заданий, ученики с удовольствием включаются в процесс обучения, практикуются в реальных жизненных ситуациях и, самое главное, им это интересно. То есть наша задача – заинтересовать – выполнена.
Подводя итог, хочу сказать, что, воспользовавшись данными советами, можно «оживить» любой урок. Обучение будет проходить с удовольствием, так как в классе будет настоящая жизнь – с шутками, эмоциями, движением, разнообразными заданиями и реальными ситуациями и предметами. На таких уроках вашим ученикам скучать точно не придётся, ведь там, где есть жизнь – всегда интересно!
Спасибо!
Ваша заявка получена. Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время