(Статья подготовлена преподавателем английского в Language Link Нежальской Анастасией)
Как правильно держать дисциплину в классе – этот вопрос был и остается актуальным во все времена преподавания, а для некоторых преподавателей он вообще является очень острым. Работать в классе, где нет порядка, где хаос и где ученики вообще не слышат слово учителя, становится крайне трудно. В такой атмосфере тяжело, а иногда и невозможно достичь высоких результатов обучения. С проблемой дисциплины в школе и классе может столкнуться как молодой преподаватель, так и опытный. А что же делать? Звонить каждые пятнадцать минут родителям? Идти к администрации? А может вообще не ходить на уроки в этот класс? Сбежать? Уволиться? Стоп, паника! В этой статье мы рассмотрим некоторые полезные приемы, которые помогут преподавателю справиться с непослушанием.
Что же такое идеальная дисциплина глазами преподавателя? Все ученики послушно сидят за партами, а все нужное для урока приготовлено до его начала. Учащиеся очень внимательно слушают преподавателя, буквально пожирают взглядом, чтобы не пропустить ни одного словечка; отвечают лишь тогда, когда задался вопрос конкретному ученику; примерно поднимают руку для ответа, дожидаются своей очереди, не выкрикивают, а после урока аккуратно и бесшумно покидают класс. Такого добиться очень сложно, ведь ученики живые люди, а не роботы. Если же мы прочитаем закон об образовании, то увидим, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и соблюдать права и свободы обучающихся. При этом ученики и преподаватели имеют право на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, но обязаны уважать честь и достоинство друг друга. Иными словами, стремясь к идеальной дисциплине, которая описывалась выше, мы можем нанести вред ученикам 100% строгостью, ведь именно из-за нее не все учащиеся могут полностью раскрыться.
Так что же делать, чтобы дисциплина была устойчивой, максимально усваивался материал и чтобы, как учащиеся, так и преподаватели были довольны процессом обучения?
Составляйте поурочный план, подробно расписывая свой каждый шаг. Для начинающих преподавателей в идеале будет даже расписать свою речь: инструкции, вопросы, пояснения. Благодаря такому планированию вы не собьетесь, у вас будет опора. Если вы придете на урок неподготовленным, то в течение урока может возникнуть пауза, что даст повод для расслабления ученикам и они начнут отвлекаться. После этого иногда бывает трудно вновь привлечь их внимание.
При знакомстве со своими учениками сразу обговорите основные правила дисциплины в классе. Обычно ученики задают одни и те же вопросы. «Я опоздал, можно войти?», «Я забыл ручку», «Как исправить оценку?». Если ученики будут задавать такие вопросы каждый урок (а детей в классе может быть как 15, так и 25, 30), то урок превратится в хаос или же пол-урока всегда будет уходить на то, чтобы навести в классе порядок. Например, если ученик опоздал, пусть тихонько зайдет и займет свое место. Если же нужно уточнить причину опоздания – спросите об этом после урока. Такие простые правила, которые вы им расскажите на уроках знакомства, обеспечат вам успешный урок, ведь ученики будут их придерживаться и это войдет в привычку.
Некоторые ученики словно провоцируют преподавателей или же окружающих на то, чтобы затеять разбирательства и тем самым отнять часть урока. Нужно постараться не поддаваться на такие провокации или пытаться разобраться и найти виновных прямо во время занятия. Если же у детей возникли какие-то разбирательства между собой, нужно акцентировать внимание на том, что все будет обсуждаться и решаться только после урока. Это и поможет научить ребенка слышать и слушать преподавателя.
Иногда случается так, что преподаватель теряет контроль над ситуацией и урок превращается в шумиху. Нередко в этой ситуации преподаватели начинают повышать голос, тем самым пытаясь поймать внимание учеников. Но! Чем выше голос – тем больше шума для класса и уже можно не стесняться разговаривать даже уже не шепотом. Главное оружие преподавателя – это тихий, спокойный и разборчивый голос. Ученикам придется стать потише, чтобы услышать вас.
Ученики научатся вести себя на уроке, если будут знать заранее, что их неправильные действия будут пресекаться. Не стоит ждать, что ребенок проанализирует свои действия и поймет, что сделал неправильно. Но и резко реагировать на его действия тоже нельзя. Все умеренно. А еще – старайтесь как можно чаще благодарить учеников, если они выполнили вашу просьбу.
Пытайтесь сами решать проблемы, а не звать на помощь администрацию или родителей. Если вы с этим столкнетесь – вы можете навсегда потерять авторитет среди учеников. При знакомстве сразу дайте понять учащимся, что ваше слово не подлежит обсуждению, однако помните об уважении. Не унижайте и не обзывайте детей. Не позволяйте, чтобы сильные обижали слабых. Старайтесь разглядеть в каждом из учеников, прежде всего личность.
Конечно же, не бойтесь лишний раз улыбнуться, чтобы подбодрить и поддержать учеников или же, чтобы сгладить неприятную ситуацию, которую можно выяснить после занятия. Не настраивайте детей так, чтобы они вас боялись. Атмосфера на уроке должна быть дружелюбной. Если же вы покажете, что вы такой же человек, как они, то вскоре учащиеся начнут вас уважать, а заодно и любить ваш предмет.
Очень часто проблемы с дисциплиной связаны с тем, что ученикам не очень интересно находиться на том или ином уроке. Это может зависеть как от преподавателя (каким нужно быть, мы рассмотрели выше), так и от самого предмета. Если преподаватель не может заинтересовать учащихся своим уроком, то шуршание и разговоры обеспечены. Старайтесь делать свои уроки яркими, насыщенными. Используйте разные активности, квесты, игры. Время от времени меняйте ход урока или добавляйте в него новые, неожиданные задания. Так у детей всегда сохранится любопытство и ждать уроков они будут с нетерпением и интересом.
Иногда преподаватели решают проблему с дисциплиной довольно быстро: они просто выводят нарушающего за пределы класса. Нет источника шума – в классе тишина и я могу дальше проводить урок. Но!!! Преподаватель в ответе за каждого ученика: в пределах класса или же вне, если урок все еще идет. Поэтому такого метода не следует допускать в своей практике. Еще раз пересмотрите свои приоритеты, свое поведение, а также подготовку к занятиям. Возможно, проблема в нас самих.
При правильном подходе дисциплину в классе мы достигнем за несколько уроков. А после того, как все получится, нужно стараться ее поддерживать. Пусть вашими действиями руководит любовь. Любовь к своему делу и любовь к детям. Взаимоотношения, которые основываются на искренней любви и взаимопонимании, обычно развиваются в нужном направлении. И не стоит забывать, что какие бы приемы и методику вы не использовали, важно помнить, что вы работаете с людьми, а это значит, что нужно строить отношения со своими учениками так, чтобы они чувствовали вашу заботу и поддержку.
Спасибо!
Ваша заявка получена. Мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время