(Статья подготовлена старшим преподавателем английского языка в Language Link Краснодар Федак Александрой)
Где бы вы ни работали – будь то в школе, в частном языковом центре или сами на себя -–вы наверняка в курсе того, как важно провести первое занятие со студентом на высоком уровне. Для тех, кто работает в частных заведениях, знакомо понятие «пробный урок», когда студент еще не оплатил курс, а только пришел на «дегустацию». Давайте вместе порассуждаем, в чем секрет отлично проведенного первого занятия и что нужно сделать до, во время и после такого урока.
Да, это то, до чего нетрудно догадаться, но все же напоминаю: неправильно выявленный уровень владения языком приведет к тому, что вы неверно подберете учебник, студенту будет или слишком сложно, или слишком легко, он расстроится, будет злиться, оставит негативный комментарий про вас в Инстаграме, вас вызовет поговорить старший преподаватель… Оно вам надо? Думаю, что нет. Поэтому тщательно выясняем уровень студента. Одним тестом на грамматику его не выявить: вам понадобится еще как минимум устное тестирование. Кроме того, расспросите студента о его предыдущем опыте изучения языка. Возможно, вы выясните, что он вчера сдал экзамен. А возможно, он учился до этого только по Мёрфи и удивлялся, что никак не заговорит. На одном таком «интервью» я выяснила, что одному моему студенту говорили, что фонетические символы называются «альфа», «бета» и «гамма». Так что разговаривайте. Узнаете много интересного и важного про будущего клиента. И про коллег.
Порой учителя поступают крайне эгоистично, не учитывая пожеланий клиента. Аргумент на это у них следующий: «Мне вообще-то лучше знать, я преподаю уже 20/30/40 лет». Да, замечательно. Но студент живет с самим собой 12, 17, 20 или 45 лет. Он явно тоже что-то знает. Вам надо только выяснить, в каком именно ключе он видит ваши занятия: с упором на устную речь, с размеренной подготовкой к экзаменам, без домашних заданий. Да, вы профессионал и знаете что нужно студенту в тот или иной момент, но и не забывайте про то, что у клиента есть свои личные нужды и пожелания. Возможно, что на этом этапе вам придется умерить пыл студента или родителя: запрос слишком высокий, а времени слишком мало. Совсем недавно моим коллегам поступил запрос от мамы малыша (который не умеет читать от слова «совсем») на изучение грамматики. Как вы думаете, реально ли такое? И что стоит сказать его маме?
Как бы банально это не звучало, но к уроку нужно готовиться заранее, даже если вы проводили его уже сто тысяч раз. Каждый клиент индивидуален; следовательно, каждый урок уникален.
Если клиент не указал каких-то особых требований к занятию, постарайтесь затронуть на уроке сразу два разных умения. Например, прослушайте или прочитайте текст и через него выйдете на грамматику. Или же выучите новые слова и затем проведите аудирования. Не занимайтесь одним и тем же на одном уроке: студент может заскучать и оставить комментарий вроде «Опять сплошная грамматика».
Чтобы студент не засиделся на одном месте (и чтобы кровь не перестала доставать до мозгов), увеличьте физическую подвижность на уроке. Например, что-то можно выполнить прямо в учебнике, а что–то дайте в виде карточек, которые надо собрать воедино, или же попросите студента пройтись по кабинету и вписать слова в предложения, которые расклеены по стенам. В этом же пункте я хочу упомянуть и про динамику урока: не зацикливайтесь на одном упражнении слишком долго, добавляйте скорости к своей речи (насколько это возможно), пробуйте ограничивать студента по времени при выполнении некоторых упражнений. Но будьте осторожны: бежать галопом по Европам так же вредно, как двигаться со скоростью улитки.
Если нет какого-то специфического запроса, клиент всегда будет ориентироваться на развитие устной речи. А зачем еще учить язык, если не говорить на нем? Так что даже если вы выбрали изучение грамматики как главную цель урока, к концу вы должны прийти к тому, что эта же грамматика будет использована студентом в устной практике.
Говорят, что всегда запоминается начало и конец. Поэтому обязательно подумайте, какое упражнение вы будете выполнять на уроке первым. Хорошей идеей будет как-либо необычно познакомиться со студентом (например, закодировать какие-то факты о себе и попросить студента разгадать информацию о вас). Но если вы уже знакомы, подумайте, с какого интересного упражнения вы сможете начать занятие. Это может быть даже скороговорка, которая убьет двух зайцев сразу: и произношение потренируется, и студент повеселится.
На самом деле, это тот момент, который хорошо было бы выяснить заранее: как именно студент предпочитает работать с ошибками. Если выяснить это заранее не удалось, попробуйте несколько разных способов уже на первом уроке: исправлять почаще или пореже, просить студента исправить неточности самостоятельно, обсуждать все ошибки сразу или в конце уроке. Будьте готовы к тому, что некоторые студенты плохо реагируют на критику в целом. В таком случаем вам будет важно концентрироваться не на том, что студент сказал с ошибкой, а на том, что было сказано без них.
Если ваши уроки идут плотно друг за другом, и вы не имеете возможности обсудить прошедшее занятие с клиентом сразу после урока, 5-7 минут от самого урока посвятите фидбеку. Студенты нуждаются в вашей профессиональной оценке: как прошло занятие, нащупали ли вы его слабые места, как планируете работать далее и стоит ли браться за какой-либо экзамен. Если вы просто скажите «The lesson is over, good bye», студент или его родитель не будут в восторге от такой немногословности.
P.S. Подумайте о том, чтобы поменять ваш подход к ученикам: прежде всего, они ваши клиенты, а не ученики или студенты. Одна перемена слова сможет поменять многое: уже через недельку постоянного использования слова «клиент» вы почувствуете разницу между этими понятиями. Или вы уже их отличаете?